Синило как воспитатель, или Философия ученичества

Эту по-настоящему дневниковую запись, то есть для 20-летнего самого себя, я сделал 20 сентября 2009 года. Но почему бы не поделиться. Перечитываю это в 2022 г., конечно, появляется улыбка: какие речевые выкрутасы, мальчик Юра. Я тогда учился на третьем курсе факультета международных отношений БГУ. Время прошло, суть неизменна: я так и не встретил лучшего лектора, чем Галина Вениаминовна, ни в одном университете, в котором учился.

Слепая похвала, равно как и незаслуженное порицание, одинаково оскорбительны.
мсье Оскар Уайльд

В одном из своих ключевых мифов эллин Платон иллюстрировал представления о жизни человеческого сознания в материальном мире. Надо представить себе узника, который сидит связанным в пещере и видит перед собой только стену. А перед входом в пещеру пляшут люди с факелами, горят костры. Узник видит на стене лишь отображение плясок — не самих людей и их действа, а хаотично движущиеся размытые тени. Примерно то же происходит в нашей жизни, в нашем «мире феноменов»: мы видим зримые тени незримых Идей. Это всё отблески, кажущаяся реальность. Пробиться из «мира феноменов» к «миру идей» (к истинному бытию, к сущности) помогает способность испытывать вдохновение, включать интуицию, «вспоминать» разумной частью души то, что душа созерцала до рождения, когда сама ещё была Идеей.

… С Галиной Вениаминовной так бывает: чувствуешь, что недавно усвоенное знание кажется не таким уж трудным и неизвестным. Я даже как бы и сам догадывался о нём, а теперь оно отложилось в виде логически сформулированной системы. И я охотно готов делиться им с другими. Иногда другая душа, другой ум становится для нас своеобразным проводником к «миру идей». Этот проводник помогает как бы самому постичь что-то новое; или, если верить Платону, «вспомнить» то, что всегда знал. Следы своего влияния при этом проводник гладко заметает и даёт шанс ощутить радость собственных открытий. Он честно подвёл нас к «миру идей», но сам свернул в сторону перед парадным входом.

Галина Вениаминовна Синило, один из важнейших Учителей моей жизни, перевернула многие мои максималистские представления. Её обаяние, ювелирное богатство речи, магия мелодекламатора и оратора навсегда останутся в уютном уголке моего сердца. Галина Вениаминовна преподаёт зарубежную литературу в Белорусском государственном университете (БГУ). И, увы, жаль, что я не мог встретиться с ней до своего поступления в вуз в 2006 г. Сама она закончила филологический факультет БГУ, отделение русской литературы. Увлекалась А. Пушкиным, поэзией Серебряного века, страстно любит немецкую литературу. Особенно любимы ею Ф. Гёльдерлин и И. Гёте. Причастность к еврейской культуре, безусловно, нашла отражение и в её педагогической работе. Она читает совершенно самобытные курсы по истории еврейской культуры и литературы, а также уникальный курс «Библия (ТаНаХ) и мировая культура». Её лекции полны удивительных открытий, которые она мастерски и воздушно преподносит слушателям. На её занятиях царит опьяняющий воздух эмоций, идущих рука об руку с фактами. Иногда не замечаешь, как вокруг пропадают лица людей, они становятся вот теми тенями, о которых рассуждает Платон. И уже твои эмоции становятся какой-то параллелью её эмоций, и таким образом налаживается мост взаимопонимания. Это трансцендентно. Ты на ряд ступенек приближаешься к Идеям.

Я обожаю, когда она читает стихи. Каждая лекция начинается со стихотворения и  литературного комментария к нему. Она однажды выразительно подытожила: «Поэзия не нуждается в рациональном объяснении, у неё огромный запас интуиции». Это вовсе не означает, что поэзию не нужно анализировать или изучать, скорее это про фундаментальное правило: поэзия имеет больше шансов, чем проза или драма, пробиться даже в самые нечуткие уши. Помню, как она читала очередное стихотворение и нечаянно сбилась — читать по шесть учебных пар в день непросто выдержать даже гениальной Галине Вениаминовне. Когда она нам сказала, что перепутала строчку и начнёт читать стихотворение сначала, я был поражён: я совсем не заметил помарки, стихотворение как было красивым по смыслу, так и оставалось. Получается, даже поэтические строчки она умеет перепутывать талантливо. А в целом же, память Галины Вениаминовны по-шумерски беспредельна. Из её души всегда льются стихи, и они всегда ко времени и к месту. В такой поэтической теплице на своих душевных струнах чувствуешь мощное влияние поэзии. Именно благодаря ей я стал воспринимать поэтическое слово особенно аккуратно. Даже больше: она открыла для меня мир поэзии.

Она всё любит объяснять. И, как показывает практика, это всегда обоснованно. Иногда она задаёт какой-либо конкретный вопрос аудитории — например, «Какой библейский пророк описывал видения о четырёх зверях?» (ответ: Даниэль) — а сконфуженные головы студентов обращены к партам, а не к ней. Так происходит почти всегда. Думаю, это и побуждает её рассказывать обо всём, о чём только можно сказать в рамках лекции, чтобы открыть нам как можно больше знаний. Этот фонтанирующий альтруизм Галины Вениаминовны меня всегда приводит в трепет. Я бы хотел, чтобы она читала у нас все гуманитарные курсы. Она умеет ясно и звонко донести мысль до студентов.

Как лектор Галина Вениаминовна — виртуоз. Все, кто читал заметки А. Ф. Кони, вдающегося русского юриста и оратора (его восхваляли К. Чуковский, Т. Щепкина-Куперник и др.), помнят те советы, которые этот маститый златоуст даёт начинающему лектору. Галина Вениаминовна следует им всем и больше. Если кому-то хочется разложить на ингредиенты её риторское очарование, то Кони поможет это сделать, но Кони не поможет рзобраться в том, как именно она создаёт эту алхимию обаяния в момент произнесения. Единственное, что могу с уверенностью сказать: музыка её речи и изысканность внешнего вида располагают к себе, внушают доверие с первых мгновений. Я помню самое первое занятие в сентябре 2006 г.: все мы ещё галдели после перерыва, и вот она зашла в аудиторию, встала за кафедру, молча осмотрела аудиторию — и всё зачарованно встали привествовать её.

Как ни странно при этом, но студенты (примерно мои ровесники), которые никогда не брали её курсы, но наслышаны о ней, предпочитают почему-то пересказывать неодобрительное: как она эмоционально отреагировала на событие, как она повысила голос в минуту отчаяния, что она сказала и как на экзамене. Но и такие «свидетели» всегда отметят, что она чересчур умна и имеет недюжинную память. Зато все, кто сам был на её уроках, любят её. Если записать на видео какое-нибудь её занятие, а при просмотре отключить звук, будет казаться, что кроме монолога и утончённой жестикуляции ничего не происходит. Но стоит включить звук, и переливы её голоса, его чистота, уверенность, отсутствие фальши, самоё звучание — талантливый музыкант записал бы нотами! – наполняют учебный кабинет теплом, создают магнетическую атмосферу. Любая душа, открытая для нового знания, придёт в волнение на её лекциях. Просто слушать эту речь, правильную и невероятно красивую, — сама по себе радость. Она говорит для всех, но она говорит именно с тобой. Это вовсе не монолог.

Некоторые люди фиксируют смешные выражения, которыми она развлекает аудиторию, и я так иногда тоже делаю. Например, она может говорить о каком-нибудь ярком поэте и сказать: «Словом “великий” тут не обделаешься». Или иногда она вынуждена начинать лекцию с повышенно-эмоциональной беседы с аудиторией, в которой из 70 человек присутствуют только 25, и завершить монолог-бомбу фразой: «Это называется поэтическим вступлением». Юмор Галины Вениаминовны добрый, тёплый. На слегка приоткрывшуюся дверь она может заметить: «А кто там нас подслушивает?» Студентов филфака она описала так: «Они такие мечтательные, обо всём забывают». В один из редких моментов, когда студенты ответили почти единогласно на её нехитрый вопрос, она ухмыльнулась: «Господи, прямо хор из греческой трагедии». Говоря о литературе Франции рубежа веков, она упоминала Альфонса Доде и его «Приключения Тартарена из Тараскона» и добавила: «Я ещё в школе его прочитала, и ничего от меня не отвалилось». Как-то я пришёл послушать лекцию о Шопенгауэре на 4-й курс культурологии. Этот курс лекций о литературе рубежа 19-20 вв. я слушал у неё дважды. Она увидела меня и сказала: «Юра, вы, наверное, пятый раз слушаете всё это. Пора вас выгонять». Иногда она собирается читать какое-то стихотворение, которое уже читала ранее, но напоминает: «Ничего страшного, что читали эти стихи раньше. Поэзия многократного пользования». Она тонка в своих шутках, её юмор — действенное вещество.

Она учит меня только гуманному. Она задала планку — литературную планку, ниже которой спускаться неприлично. Знакомя с образцами мировой литературы, она учит оценивать достоинства текста, его открытия и его значимость, относительность перевода. Именно она показывает, что далеко не занимательный сюжет и не умные словечки, которыми пестрит какая-нибудь книжица, поистине ценны, зато ценны общечеловеческие идеи, твёрдое индивидуальное «я» героев, универсальный опыт встречи с жизнью. Помню, как она процитировала древнеегипетское двустишие: «Приходит ветер, и слетает к сикомору. / Приходишь ты — спешишь ко мне», и кратко добавила: «Ну и что тут ещё я могу добавить?». И выдержала паузу в несколько секунд, до мурашек по коже: этим словам три тысячи лет! В моей голове это мгновение стоит до сих пор: о самом невыразимом наиболее выразительно скажет молчание.

Однажды я спросил у неё, пишет ли она сама. Она улыбнулась и неясно ответила, без интонации завершения: «Всё уже написано…» В литературе вообще? Или в её творческой копилке? Я продолжаю ходить на её занятия. Я люблю её слушать. Она делиться своим опытом прекрасного и возвышенного. Это волшебство. Из лекции она делает искусство, и это ещё одна причина, почему она непревзойдённый преподаватель. Преподавать по законам Красоты и дарить мудрость на ладонях Этики — такова Галина Вениаминовна.

… В другом своём мифе Платон говорит о душе человека как о несущейся колеснице, в которой одна лошадь (чёрная, олицетворяет низкие страсти) тащит тебя к земле, к миру вещей, а другая (белая, суть благородные чувства) — к миру вечных Идей, где открывается высшее знание. Не знаю, сколько колесниц собралось за плечами Галины Вениаминовны, — я счастлив, что среди них есть и моя.

22 июля 2009 года, Нью-Йорк, на крыше Метрополитен-музея (гаргара сзади - конструкция "Мальстрем")

22 июля 2009 года, Нью-Йорк, на крыше Метрополитен-музея (гаргара сзади – конструкция “Мальстрем”)

Пирс 17-й (Pier 17), нижний Манхэттен, Нью-Йорк. Вид на Бруклинский мост. 22 июля 2009 г.

Пирс 17-й (Pier 17), нижний Манхэттен, Нью-Йорк. Вид на Бруклинский мост. 22 июля 2009 г.

Синило как воспитатель, или Философия ученичества: 7 комментариев

  1. Спасибо, Юрий, за эти теплые слова. Я ходила на лекции, которые Галина Вениаминовна проводила в Инязе в 2001-2002 гг. раз в неделю как факультатив. И они мне очень запомнились, жалею только, что сейчас уже нет возможности их посещать и что никогда не сказала спасибо за эти знания, которые она передавала нам, а они бесценные. С вами согласна во всём, что вы написали, и я очень хорошо помню, какое восхищение вызывали у меня эти занятия!!!

  2. Юра, я много раз слышала и слушала тебя самого. Я часто восхищалась произнесенными тобой тостами, тонкими замечаниями по какому-нибудь поводу, но то, что ты написал здесь, в этом, несомненно, душевном откровении, выше всяких похвал! Действительно, очень часто слова оказываются беспомощными выразить то, что мы чувствуем, поэтому я буду краткой… Я хочу сказать одно: Браво!

  3. Дорогой Юра! Спасибо Вам большое за добрые слова. Вы, мне кажется, немножко преувеличиваете в Ваших восторженных оценках. А два момента я хотела бы поправить. Во-первых, я никогда не употребляю слово “обделаешься”, это не мой лексикон. В данном контексте (вполне серьезном) я говорю: “не отделаешься словом великий”, то есть надобно сказать — “гений”. Во-вторых, мне кажется, что все-таки некоторое количество людей (в том числе и моих студентов) могут сказать обо мне что-то одобрительное. Но, возможно, это случайное неудачное выражение. Спасибо еще раз за Вашу душу, за Вашу тонкость, главное — за чувство слова, за любовь к поэзии. Галина Вениаминовна.

  4. Несомненно, Галина Вениаминовна внесла свет в наши сердца. Жаль только, что я оказался плохим студентом, так до конца и не осознал всей важности ее лекций, не проникся духом знаний. Если бы можно было повернуть время вспять, я бы без сомнения прочел все что было рекомендовано. Здоровья Вам, уважаемая Галина Вениаминовна.
    А Юра молодец!) Светлая душа. Успехов Вам!

  5. Филфак остался за плечами уже больше 10 лет назад. Теперь у меня чувство, будто я так хотела поступить туда только чтобы встретить Галину Вениаминовну! Мне не хватало таланта быть ее студенткой, но заработать волшебный “отл” на зачетах было поистине удовольствием. Галина Вениаминовна! Вы подарили столько прекрасной поэзии, что мне хватило ее на всю прозу жизни! Разделяю все восторженные отзывы о Ваших занятиях, помню все-все и храню конспекты. А еще очень-очень скучаю…

  6. Училась на культурологии с 2011 по 2015 г. Бесконечно благодарю Вас, Галина Вениаминовна! Ваши лекции это действительно искусство. Я до сих пор вспоминаю Вас с теплотой и любовью. Вы самый потрясающий преподаватель, которого я только встречала. Ваши лекции пролетали на одном дыхании. А сколько смешных выражений мне запомнилось)) До сих пор я говорю не “ужас”, а “ужОс”)) Или “застрелиться ржавым пистолетом”, или “какие тонкости, если вы толстостей не понимаете”))). Я очень рада, что целых 4 года я училась у Вас. И сейчас бы с удовольствием послушала Вашу лекцию.

    С уважением, Семенюк Валерия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.