Чтения в гамаке

Пролетели две недели, в которых было вдоволь чтения, откладывания дел на потом, усталости, сбитого управления временем и ресурсами, общения с людьми. В пятницу, чуть больше недели назад, было 10 часов непрерывного общения – и потом почти столько же непрерывного отсыпания, восстановления сил. Попробовал также покрутить педали на велосипедном классе в спортзале ($80.00/семестр): за 40 минут занятия сошло семь потов, после тренировки под откос ушло полдня на возвращение к жизни. Вот пытаюсь понять, как быстрее восстанавливаться физически после небольшой нагрузки на мышцы ли, на разум ли.

Цель докторской программы в Штатах – стать исследователем. Для этого конкретно на педдизайне в Сиракузах надо взять 10 предметов по методам исследования (количественным и качественным). Вдобавок к этому нужно взять пять углублённых курсов по педдизайну – обзор литературы, тренды и проблемы педдизайна и проч.

Я начал свой путь здесь со «Статистического мышления и анализа» (statistical thinking and analysis), суть статистики – уметь интерпретировать данные и распознавать лжеинтерпретации. Понравился пример из нашего учебника: в одном исследовании заявлялось, что повышение налога на пиво на 20% приводит к сокращению случаев передачи гонореи у подростков на 9% (год публикации: 2000). Логика такова: повышенная цена на пиво сделает пиво недоступным для большинства подростков; раз меньше алкоголя, то больше контроля за своими импульсами; значит, меньше сексуальной активности. Статистика откроет артиллерийскую атаку по таким выводам. Какие тут допущения у исследователей? Во-первых, подростки станут покупать меньше пива, во-вторых, они меньше будут заниматься сексом. Оправданно ли это?

Статистика начнёт все эти выводы хаять и критиковать: (1) Что сранивается с чем? (2) Какие другие факторы и переменные были рассмотрены? (3) Каким образом пришли к причинно-следственным отношениям? (4) Не был ли исследовательский вопрос искажённым изначально? В случае с пивом и гонореей, скажут статисты, исследование не рассмотрело и не проанализировало все возможные факторы и объяснения. Возможно, доход от налогов пошёл на половое образование в школах или на рекламу здорового сексуального образа жизни на ТВ и радио. Также статисты начнут задавать свои вопросы: снизился ли уровень гонореи у взрослого населения? увеличилось ли потребление других алкгольных напитков, в том числе более сильных? что такое «девять процентов», сколько это именно человек? влияет ли пиво именно на сексуальное поведение или на решение подростками использовать презерватив? Пошумев немного, статисты скажут: знаете ли, ребята, ваши цифры и данные преувеличены/искажены для того, чтобы продвинуть и удовлетворить ваши политические амбиции, однако с вашей интерпретацией мы не согласны. Одним словом, статистика учить быть настороже и потреблять данные с оправданной долей недоверия.

Курс «Природа и дизайн исследований» (the nature and design of inquiry) потихоньку показывает, что есть разные подходы к исследованию. Кто делает исследования? Учёные делают: собирают данные, строят гипотезы, делают эксперименты. Журналисты делают: информируют население о значительных событиях и темах. Философы делают: они не собирают данные, но они не в меньшей степени озадачены качеством своих исследований. Криминалисты делают: они пытаются выяснить, есть ли кринимал в случае смерти человека. Студенты-докторанты делают: им надо защитить диссертационное исследование, чтобы получить степень доктора наук. В общем, исследования бывают разными, и занимаются ими самые разные люди, которые играют по разным правилам. Нарушение правил влечёт за собой санкции, наказания – как и в любой игре. Санкции в покере – потеря денег. Санкции при игре в диссертацию – неполучение степени. Санкции за плохое криминальное расследование – лишение права на деятельность или судебное разбирательство. Санкции учёным за фабрикацию данных в научном журнале – отзыв статьи и потеря статуса. Санкции нерадивым журналистам — иногда судебные разбирательства, но чаще всего просто этическое неодобрение.

Исследователь не тот, кто просто много читает или пишет. Быть исследователем – целая культура: надо погрузиться в существующие дебаты твоего поля деятельности, иметь собственные интересы, тусоваться с людьми, которые умнее тебя, уметь задавать значимые вопросы, уметь доносить данные своих изысканий до широкой и узкой публики. В общем, быть исследователем – это играть в социальную игру, знать, кто устанавливает правила, как играть по этим правилам, какие санкции ожидают за нарушение правил. Наш преподаватель Ник Смит используют семиотику как метафору исследования: исследование – это умение распознавать, читать, интерпретировать, использовать знаки.

На предмете «Запланированные изменения и инновации» (planned change and innovation) мы говорим о том, что новые идеи распространяются неравномерно, диффузно и что процесс диффузии инноваций является чисто социальным. В книжке был пример про клавиатуру для печатания – привычную «qwerty» К. Шоулза и непривычную А. Дворака. В своём большинстве мы пользуемся клавиатурой «qwerty», разработанной в середине 19 века, несмотря на то, что разработанная в 1930-х гг. после десятилетия исследований клавиатура Дворака неоднократно доказала свою бОльшую эффективность. Дворак в своей клавиатуре распределил нагрузку на руки так, чтобы левая рука не перенапрягалась (как это происходит на «qwerty»); 70% всего печатания сосредоточено на центральной линии клавиатуры (меньше прыгания с одного ряда на другой, меньше усталости, меньше опечаток) – на «qwerty» центральный ряд задействован лишь на 30%. Клавиатура Дворака побила все рекорды по скорости печатания, но старую «qwerty» она всё равно не вытеснила. Другими словами, инновация не прижилась, невзирая на очевидные пруимущества.

Другой пример был про борьбу с цингой в британском военно-морском флоте. В 1601 году капитан корабля Джеймс Ланкастер выяснил, что лимонный сок может помочь матросам справиться с цингой. Его никто не послушал. Через 150 лет этот способ был переоткрыт заново врачом английского флота Джейсом Линдом, но и врача никто не послушал. Ещё почти через 50 лет (в 1795 г.) инновация-таки прижилась, удалось вывести цингу во всём британском флоте. Почему ушло почти 200 лет на принятие инновации (точнее на сопротивление принятию)? Вероятно, потому что не было влияния и авторитета первооткрывателей на британских врачей и вышестоящих лиц относительно добрых свойств цитрусовых (кто будет слушать медицинские советы от капитана корабля или даже маленького практикующего врача на корабле?); может, приоритетом было оружение и кораблестроение; может быть, не было сети распространения информации и прочных связей с признанными медиками и проч.-проч. Исследования в области диффузии инноваций начались в 1940-х гг. в США. В общем, буду пытаться на этом учебном курсе выяснить, можно ли манипулировать диффузией и ускорять её в своих целях.

На выходных посмотрел фильм «Ветреная река» (Wind River, 2017): в резервации американских индейцев под названием «Ветреная река» в штате Вайоминг произошло убийство 18-летней девушки. Фильм основан на реальных событиях, снят очень хорошо, порадовали качественные диалоги. Мне, как всегда, интересна тема психического здоровья у мужчин, которые пережили горе. Им же ж как бы не полагается страдать в патриархальном обществе – идея, с которой я глубинно не согласен. В этом фильме два героя с примерно одинаковыми трагедиями по-разному реагируют на несчастье: один убит отчаянием и меланхолией, второй пытается двигаться дальше через смирение и примирение с событиями. Я бы поставил фильму 8 баллов из 10.

Берегите себя и своих близких.

Учебники этого семестра:

  • Sprinthall, R.C. (2012). Basic statistical analysis (9th ed.). Boston: Allyn & Bacon | статистическое мышление и анализ
  • Booth, W.C., Colomb, G.G., Williams, J.M., Bizup, J., & Fitzgerald, W.T. (2017). The craft of research (4th ed.). Chicago, IL: University of Chicago Press | природа и дизайн исследований
  • Creswell, J. W. (2012). Educational research: Planning, conducting, and evaluating quantitative and qualitative research (4th ed.). Boston, MA: Pearson | природа и дизайн исследований
  • Eco, U. and Sebeok, T.A. (Eds.). (1983). The sign of the three: Dupin, Holmes, Peirce. Bloomington, IN: Indiana University Press | природа и дизайн исследований
  • Rogers, E.M. (2003). Diffusion of innovations (5th ed.). New York, NY: Free Press | запланированные изменения и инновации
  • Sidle, C.C. (2005). The leadership wheel. New York, NY: Palgrave Macmillan | запланированные изменения и инновации

ДвеКлавиатурыСравнение двух клавиатур — Шоулза (сверху) и Дворака (снизу)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>