Джутовые орешки

Я давно заметил, что успешные люди редко сидят сложа руки, позволяя событиям с ними случаться. Они сами берут и создают события.
Леонардо да Винчи

It had long since come to my attention that people of accomplishment rarely sat back and let things happen to them. They went out and happened to things.
Leonardo da Vinci

Моему телу исполнилось 28 лет. Внезапно, из-за крутого поворота, как будто кто-то промотал кино. Я не люблю торты (и мороженое), поэтому на работу принёс два пирога. В университете, думалось мне, нельзя распивать спиртное, поэтому коллегам купил в бутылках баварского пива, чтобы они забрали домой и испили там в тёпленьких тапочках. После обеда один коллега с хитрецой в глазах молвил: «Эх, готов я попробовать это пиво из холодильника». Не прошло и минуты, как другая коллега закрыла дверцу в кабинет, протянула мне стаканчик с пивом, позвала босса — и вот мы вчетвером стали в круг и сообща пробовали хмельной напиток. Меня поздравили с днём рождения ещё раз, все вместе потрещали 10 минут, потом спрятали улики, отперли дверь и продолжили работать. Признаться, уж точно не ожидал, что дюбнем за моё здоровье и за интеллигентное любопытство прямо в офисе. Вечером с друзьями Хосе и Марком поужинали в ресторанчике «Cheesecake Factory» (англ. «Фабрика творожных тортов»), а в 21:30 я уже засыпал в тёплой кроватке.

yuri_bd_jan24

 Слева-направо: Марк Темницкий, я, Хосе Марреро

Поразило то, сколько людей поздравили в социальных сетях, лично и по телефону. Безусловно, мне очень приятно: около 150 человек прореагировали, в том числе такие неожиданные, как Валерий Всеволодович Рыжих — бывший школьный директор в Столбцах. Из Калифорнии Наташка Лопатина прислала в подарок майку фирмы «GAP» такого цвета болотный/хаки. В обед увиделся со знакомым по делам, он угостил обедом по случаю праздника. Доброта шла отовсюду, мои руки раскрылись в объятиях и принимали эту созидательную энергию.

Читаю увлекательную книгу «Битва с богами: атеизм в Древней Греции» (2015) британца Тима Уитмарша. Автор рассматривает тысячелетнюю историю Греции и немного затрагивает Древний Рим, выдвигая недвусмысленный тезис: атеизм не возникал в 18 веке в эпоху Посвещения, но всегда существовал параллельно с религиозным мышлением. Древнегреческий политеизм способствовал многообразию ритуалов, а с этим и разнообразию мнений насчёт религии, даже если эти мнения утверждали, что никаких богов нет. Безусловно, подавляющее большинство древних людей верило в богов, но была интеллектуальная прослойка, начавшаяся с досократовских натурфилософов (6-5 вв. до н.э.), которые объясняли мир природными законами, а не божественным проявлением. Пифагор верил в реинкарнацию (душа не умирала, а переселялась в зверушек) и потому был строгим вегетарианцем. Фалес из Милета в первооснову мироздания поставил воду, Анаксимандр воздух, Гераклит огонь, Анаксагор разум (нус), Левкипп и Демокрит атомы и пустоту, а тот же Пифагор — число.

Досократовские философы поднялись вверх на волне материализма и объясняли, что бог есть просто сумма всех скрытых движущих сил в физическом мире. Медики не объясняли болезни божественным злым ударом, например, эпилепсия считалась вполне себе земным недугом. Геродот писал свою историю, полагаясь на разум и исследуя мотивы поведения людей, но не богов. Юридические вопросы никогда не опирались на волю богов, но только на общественные установления людей. Да и сама религия была исключительно групповым ритуалом. Жрец исполнял одну-единственную функцию: он приносил в жертву животных и делил жертвенное мясо между участниками церемонии. Никаких моральных поучений и назиданий, как жить дальше, не предлагалось. Жрецы из года в год менялись и становились казначеями, воинами, государственными мужами. Не было религиозных канонических текстов, популярные театральные пьесы включали богов, но никогда эти или иные тексты не использовались в литургических целях. Поэтому не было понятия богохульства, сомневаться в богах вполне себе было нормальным явлением. Слово «грех» появилось в древнегреческом языке только при переводе еврейской Библии с иврита на древнегреческий (3 в. до н.э.).

В Древней Греции религия была коллективным шоу-представлением для воздействия на чувства, но никак не связывалось с духовным переживанием, тем более индивидуальным. Сами боги «Илиады» и «Одиссеи» были странными: их можно было победить, обхитрить, задобрить или разгневать, с ними можно было договориться. Они выглядели точно так же, как остальные люди, правда, ростом были выше и жили в запределье горы Олимп. Но всё равно в этом, посюстороннем мире, просто где-то далеко-далеко. Греки охотно играли с идеей о том, какой была бы жизнь без богов. Частый мотив в мифах — теомахия, или битва с богами (Сизиф, Салмоней, Периер, Пенфей и проч.). Выдающихся атлетов почитали почти как богов. Не было священной книги в монотеистическом смысле слова. Любой мог возразить Гомеру или Гесиоду, мифы подвергались критике (Платон сильно негодовал от эпизода кастрации Урана собственным сыном в поэме «Теогония»). Не было единого пантеона, каждый бог имел свои особенности изображения и почитания в каждом отдельном полисе. Дельфийский оракул, конечно, был средоточием религиозной мысли, но, в общем-то, был в некотором роде прибыльным статистическим центром данных (туда приходили люди со всей Греции, делились информацией, пока стояли в очередях, всё это фиксировалось и обрабатывалось). Боги не подавали и этического примера. Зевс только и думал, как сохранить власть и не пропустить молодую девицу мимо своих чресел. Зевс был в курсе, что его свергнут, — и сама эта идея ясно говорит о том, что греки видели сценарий жизни без богов. Атеизм в Древней Греции — это человеческая попытка узурпировать власть богов, атака божественных небесных чертогов. Со временем в Древней Греции возобладал догматизм, за атеизм могли казнить или выгнать из города, религия постепенно становилась инструментом власти. В общем, многое-многое черпаю для себя из этой книги, чтобы понять свои собственные европейские корни.

Древняя Греция меня бесконечно вдохновляет. Смотрел на выходных фильм «Агора» (2009) о философе-женщине 4 в. н.э. Гипатии Александрийской и её судьбе. Она одна из первых астрономов вслед за Аристархом Самосским работала над концепцией о том, что в центре мира находится Солнце, а не Земля. Аристарх жил в 3 веке до (!) нашей эры. Я поражаюсь, насколько интуитивны и мудры были древние греки. Европа только в 15 веке перешла на гелиоцентрическую систему мира. После фильма заинтересовался Александрийской библиотекой, ныне (и присно) не существующей, у нас нет ни малейшего намёка на её местонахождение. В 1 веке нашей эры в той же Александрийской библиотеке жил и работал механик Герон, который придумал самозаряжающийся арбалет, копеечную машину-автомат (кидаешь монетку, льётся вода), механические и автоматические декорации для театрального представления. Он понял, что можно использовать водяной пар как двигатель. Например, во время службы в языческом храме в определённое время двери автоматически открывались и потом закрывались, движимые спрятанной от всех кипящей водой. Представить не могу, каким чудом казалось это древнему человеку и какой верой в силу богов он наполнялся. Герону не хватило чуть-чуть прозорливости, чтобы применить паровой двигатель к кораблям и устроить индустриальную революцию. Если б это случилось, бьюсь об заклад, уровень технологий сегодня был бы куда более высоким, поистине стратосферным. Географические открытия произошли бы как минимум на 12-13 столетий раньше. Вот уж кто точно брал и создавал события, а не позволял им случаться с ним. До сих пор прихожу в себя от потрясения и душевного прыжка с парашютом в этот увлекательный древний мир.

Передача про Герона Александрийского «Древние открытия: Удивительные машины» (язык — русский, произвосдтво — США)

Перед Новым годом случился конфуз, который грозил финансовой расправой на $1000. Я врезался в железный мусорный бак на машине Хосе, не рассчитав расстояния между таранспортом и урной. Трещина на бампере вышла небольшая, но заметная, а для Хосе, который на каникулы улетел домой в Пуэрто-Рико, явно неприятная и нежеланная. Я боялся врезаться в другие машины на дороге, а в итоге врезался в мусорку, когда вокруг не было ни одного автомобиля. Помчался в автосалон узнать, на сколько денег залетел с таким вот вождением, и цифры, как всегда в США, ошпарили кипятком: бамбер стоит 400 баксов, а работа по его установке и покраске почти 600 (смотреть весь ценник в *.pdf). Плюс налог. Затрелиться. Сердце билось, как обречённая рыба в рыбацкой сетке, я пишу Хосе сообщение: «Нам надо поговорить», он отвечает со своей горы в Пуэрто-Рико с вялым Интернетом: «О Боже, ты разбил машину?» «Нет, но ударился задним бампером». — «Не могу сейчас говорить, потому что уезжаю на встречу, как это произошло?» Дальше последовало чистосердечное признание и дача показаний.

JoseCar1

 Джип Хосе

JoseCar2

 Трещина на бампере

federico-price-thingy

Фрагмент с детальным подсчётом расходов на замену бампера

Конечно, Хосе расстроился и немного на меня гавкал, я смиренно молчал. Не знаю, как бы сам реагировал на такую неудачу, если б дал кому-то свою машину в пользование. Разумеется, свою машину никому бы не дал, но это не важно. На дворе было 24 декабря, назавтра Рождество, и я вот с таким сюрпризом пишу другу, который доверил мне своё движимое имущество. Чувствовал себя погано и глупо, но уверял его, что возьму все расходы на себя. Хосе наказал оставить его машину в покое до его приезда, ничего не менять, мол, разберёмся потом. Он приехал через 3 недели, и я решил разобраться, чего хочет его душа: денег, замены бампера или компенсации морального ущерба. Хосе сказал, что делать ничего не надо. Я так не мог, выписал ему чек на $500 и попросил взять в знак искупления подорванного доверия. Он отказался. В итоге я ничего никому не платил, но внутри висит эта незавершённая ситуация. Я извинялся, предлагал деньги, вызывался оплачивать ему бензин несколько месяцев (зараз его дружок съедает $40 при полной заправке бензобака), но Хосе напрочь упирается в какие бы то ни было компенсации. Пока эту тему мы не поднимаем.

Пойду дочитывать безбожных древних греков. Берегите себя и своих близких.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>