Соломорезка в действии

Три дня до просветительской мясорубки в виде уроков (нельзя пропустить больше двух в семестре по каждому предмету), обязательных дискуссий и бесконечных чтений – одновременно волнительно и рассредоточенно. «Медок, я в огне, и я чувствую это повсюду», — лучше и не скажешь (ах, Андрей Гаврилов). Презентации курсов на этой неделе закончились, вечером в четверг руководство факультета устроило прекрасный ужин (т.н. reception) для преподавателей и студентов. Студенты пришли все – ещё бы, бесплатная еда.

IMG_1324

Я брал какой-то лимонад, сбоку оказалась эффектная и харизматичная преподавательница, волосы и ногти сине-бирюзового цвета, в теле, чуть выше меня. Она поворачивается, мы на расстоянии 20 см друг от друга и спрашивает, как мои дела и настроение. Я прямо растерялся (медок, я в огне), что-то ответил, поздравил ее с началом учебного года, на что она шутливо ответила, что тут и радость, и горе в одном флаконе. Я предположил, что студенты зато все будут мотивированные и вовлеченные. Она безрадостно улыбнулась и прошептала с оттенком секрета: «Ооо, я очень надеюсь». Еще узнал, что она все лето писала книгу на даче недалеко от озера Балатон, и вернуться в академическую среду словно вернуться другой мир. Я улыбнулся на слове «дача», и она спросила, не из России ли я. “Нет, из Беларуси”. Она: «А, ну я все равно это поняла по твоему акценту». И это первый человек, который в моем акценте услышал русские, а не немецкие ноты. Видимо, я не на шутку переволновался (медок, я в огне).

IMG_1323Ужин

IMG_1325Основной зал (ул. Надор 13)

IMG_1328После приема пошли в парк посидеть, где я выучил фразу “Меня зовут Юра, приятно познакомиться” (Nevem Yuri, örülök, hogy találkoztunk)

Первые лекции

На неделе посетил три публичные лекции, две из которых были обязательными (т.к. за них дают 1 кредит). Первая – как раз этой харизматичной преподавательницы  (1) «Феминистское введение в образ жизни и мышление в Венгрии» (политика/ социология), вторая (2) – «Через витражи: женщины, творчество и волшебные страны» преподавательницы из Чехии (литература), третья (3) – «Доверие и гражданство в Древней Греции» преподавателя из Университета штата Аризоны (история + литература). Три совершенно разных стиля преподнесения информации: страстная речь и жестикуляция, чтение с листа, увлекательный рассказ. Интересно, как лекции по своей форме могут быть такими разными.

-1-

Суть первой лекции свелась к тому, что в Венгрии растет популярность националистической партии (Jobbik). Представители ее с большего атеисты, расисты, антисемиты, вовсем не феминисты, но при этом далеко не глупые люди, очень даже образованные. Всё это было украшено обилием графиков, цифр и иных показателей. По ее словам, в странах Европейского союза такое наблюдается только в Венгрии. Однако почему так происходит, не совсем уловил.

-2-

Вторая лекция было интересной постольку, поскольку разговор был о литературе. Преподаватель исследует концепт дома и перемещения («мобильности») у четырех авторов-женщин – Кэтрин Мэнсфилд (Англия), Вирджиния Вулф (Англия) и современные Эва Пекаркова (Чехия) и Зузка Кепплова (Словакия). У них по-разному представлено понимание дома. У К. Мэнсфилд дом – это волшебная страна, где активируется воображение. Напротив, у В. Вулф родной дом – это неспокойствие, застой, оттого ее герои бесконечно ходят, гуляют, наблюдают и тем самым включают свое воображение; другими словами, нет движения – нет истинного дома. У героев романа Э. Пекарковой дом – ее собственное такси. Героиня эмигрировала в Нью-Йорк, работает водителем такси, и дом для нее – это именно способность передвигаться. Творчество рождается в состоянии мобильности. Наконец, у З. Кеппловой (род. 1982) совсем иной концепт: непонятно, где твой дом, границы между государствами стёрты (Евросоюз), никто больше не проверяет паспорта, нет колючей проволоки — и как понять, где твой истинный дом. Весь мир твой дом?..

Но дело даже не в лекции и этих концептах, а в том, что после выступления она раздала всем студентам листы, где были нарисованы, как соты, шестиугольники. В каждом надо было ответить на вопросы, связанные с осознанием того, где же наш истинный дом (т.е. не физическая коробка из кирпичей). Для кого-то дом — их работа, а для кого-то это университет (студенчество или преподавание). Вопросы были очень и очень хорошие: где вы родились, где воспитали, где получили образование, где ходите к зубному врачу, где живут ваши родители, где появилась ваша любимая песня, где страна вашей мечты, где платите налоги, где больше всего друзей, где именно стремитесь проводить свое время, где на данном этапе вы прожили дольше всего, из какой страны вы бы хотели себе найти спутника по жизни, на каком языке комфортно говорить, в какой стране запахи и вкусовые ощущения сильнее всего действуют на вас, за новостями какой страны следите, фольклор какой страны ближе всего. И многое-многое другое. Настолько глубоко копнул себя в этот вторник и вышел на какие-то фундаментальные вещи о собственной идентичности. Больше половины ответов на эти вопросы, естественно, – Беларусь. И как это соотнести с тем, что я все время хочу уехать оттуда. Не знаю.

-3-

Но самая интересная лекция, на мой взгляд, была по Древней Греции. Вот он – мой истинный дом, потому что любая информация о греках меня будоражит и завлекает. Эта лекция была в рамках конференции, и сразу отмечу, что впервые услышал, как после лекции на выступающего реально набросились его коллеги по цеху с критикой, мол, выборка текстов нерепрезентативна, выводы не вполне обоснованы (хотя почему – неясно), исследование не полное и бла-бла-бла. Я реально не понял, почему так было (или это моветон в академической среде на конференциях?), ибо для меня доклад был удивительно информативным и логичным.

Автор не дал ответа на вопрос, как же греки понимали концепт доверия, но выделил паттерны, опираясь на четыре текста: Феогена, Энея Тактика, Фукидида и Аристотеля. Выводы примерно такие: доверие в Древней Греции было неразрывно сопряжено с недоверием, недоверие существенно дополняет феномен доверия. Доверие – средство, а не цель, это не синоним счастья (как мы ныне видим это), это опыт; доверием пользуются, чтобы достичь других целей (например, защитить город, собственность). Доверие не было психологическим состоянием, как мы это теперь пониманием, это было конкретное поведение, далеко не всегда присущее человеку по определению. Доверие можно и нужно было уметь читать по поведению человека, улавливать определенные знаки в его действиях и интерпретировать их. Доверие было также языковой проблемой: вызвать доверие можно через речь (логос), ведь человеку не доверяют по определению, но он неотделим от того, что он говорит. В этом смысле язык (речь) высвечивает лучшее в говорящем, помогает вызывать доверие у публики (Аристотель, по сути, этим и занимался).

IMG_1220Профессор Стивен Джонстон, лекция по Древней Греции (17.09.2014)

Таким образом, эти лекции в некотором смысле стали раскачкой перед неподъёмными объёмами теории и науки. Заходил на кафедру в четверг, где были готовы наши хрестоматии по основам гендерных исследований. Это космос, как мы это прочитаем всё за один семестр (и таких предметов шесть) — загадка.

Берегите себя и своих близких!

IMG_1318На кафедре; зеленая обложка — книга для чтения по основам гендерных исследований (стоит почти 10, буу)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.