Шахматные провода в июне

Я люблю лето в Сиракузах, потому что здесь есть лето. Всё, что ниже +26°C (78°F), в моей картине мира лету не соответствует. Так же, когда дождливых и пасмурных дней больше, чем солнечных, — это не лето. В штате Нью-Йорк продолжается бессмысленный карантин. Впервые в истории человечества на карантин загнали как больных, так и здоровых и заморозили экономику крупнейшей державы весной, когда вся живность рвётся на свободу после зимней тюрьмы. Может ли что-то сделать маленький человек в этих условиях? Да, он может радоваться непобедимому Солнцу. Вот и я радуюсь оному.

Прогулка по центру города Сиракузы по Клинтон-сквер, штат Нью-Йорк, около 17:00, 10 июня 2020 г. На фоне — здание со шпилем “Банк Америки”, монумент “Солдаты и моряки”, посвящённый 12 тысячам сиракузовцев, сражавшихся в американской Гражданской войне, а также воссозданный фрагмент легендарного водного канала Эри

Ситуасьён актуальменте

За последние две недели в Штатах накопилось много напряжения вследствие убийства афроамериканца. Самые громкие голоса активистов обвиняют американских полицейских в беспределе; в их версии истории полицейские десятилетиями убивают ни за что безоружных афроамериканцев каждый день. Никакие факты об обратном для них не аргумент. И на этом фоне, как грибы после дождя, выскочило много социалистов-утопистов. Сквозь туманы эпох на горизонте утопического пейзажа замаячили портреты Ш. Фурье, Э. Кабе, Г. Бабёфа и Т. Мора и зазвучали в утопических облаках первые семь нот джонленноновской песни «Imagine» (1971) про мир и любовь на Земле. К этому горизонту пробраться тяжело, поэтому надо устранить преграды — сжечь здания, отлупасить попавших под руку граждан, поставить на колени пару человек обязательно на видеокамеру, упразднить полицию и разрушить карьеру несогласным отщепенцам. Новые социалисты-утописты обещают тем самым уничтожить самоё страдание человека на земле. Нам всем нужно не мешать этим визионерам и активно приобщаться к новому проекту жизни. И когда низвергнется текущий жестокий мир, на разрушенном поприще построится идеальное общество, где все смогут счастливо взяться за руки и спеть в унисон спиричуэл «Кумбайя».

Что бы кто ни думал, расизм есть и в Штатах, и по миру. И какая это замечательная идея не давать ему расползаться безнаказанно, и большинство людей поддерживает такую идею. Но расизм — это как грех; я не знаю, можно ли его объективно вырвать с корнем и стереть с лица земли. Люди всегда воровали (не укради), завидовали (не желай дома/жены соседа), идолопоклонничали (не делай себе кумира), предавали любимых (не прелюбодействуй), врали (не лжесвидетельствуй) и, к сожалению, предрассудствовали против других людей — но соответствующей заповеди нет. Человеческая природа не изменится во веки веков, и единственный способ договориться жить мирно всем вместе — это иметь справедливые законы, которые применялись бы ко всем одинаково вне зависимости от человеческих врождённых или приобретённых характеристик. И ещё иметь систему ценностей, которая была бы сверхсанкцией для поведения.

В настоящее время такие этические нормы в мире, на мой взгляд, тиражирует религия и полноценная семья. Эти ценности не может создать наука или закон. Ответственные папа и мама — ну или мама и бабушка, мама и мама, папа и папа или наконец полиаморная тройка (всё-таки 21-й век) — имеют больше шансов воспитать достойного человека, чем, например, детский дом или уличное воспитание при живых родителях. Духовные системы, у которых есть своя история, тысячелетней мудростью указывают путь человеку в мире, где каждый день нужно встречаться со страданием. И чаще всего это религии (например, буддизм, христианство) или философско-этические учения (например, Йога, даосизм), которые выступают непреложными моральными маяками.

А регулировать поведение взрослого человека всё же эффективнее законом, а не только нравственным запретом. Страх наказания за правонарушение — сильнодействующий препарат, хоть и не панацея. Человек часто выбирает зло, плюя на мораль, потому что, как я это вижу, зло первичнее. С рождения мы учим детей добру и добрым поступкам каждый божий день, учим выбирать быть хорошими Оленькой или Петенькой. Никто не учит детей оскорблять, манипулировать, врать, однако всё это они как-то умеют делать без дополнительной грамоты. Более того, они тотчас применяют эти навыки, как только подворачивается удобный случай. Природа человека фундаментально не хороша, мы склонны ко злу. И неудивительно видеть полыхающие здания и разворованные магазины аккурат после мирного шествия почти во всех крупных городах, где протесты состоялись. Оправдывается ли зло дополнительным злом? Может ли человеческая природа изменится со сменой политического курса? Исчезнет ли расизм?

Газета «Уолл-Стрит Джорнал»

На днях читал интересную статью «Агрессивные протесты и интеллигенция» в газете «Уолл-Стрит Джорнал» (The Wall Street Journal, 05-июн-2020, *.pdf). В ней высказал мысли 72-летний американский профессор русской литературы Гари Морсон — переводчик Достоевского, Толстого и Чехова. Он провёл любопытные параллели между русской интеллигенцией начала 20 века и нынешними образованными людьми в США. Как пояснил автор статьи Бартон Суэйм, в 1860–1905 гг. слово «интеллигенция» обозначало «образованных людей, которые относили себя к тому или иному радикальному движению. “Интеллигенты” верили в атеизм, революцию и либо социализм, либо анархизм». Первая параллель: в России начала 20 в. либеральная часть интеллигенции не поддерживала политический террор, но и не осуждала его, и это молчание автоматически означало поддержку. Разумеется, говорит профессор, в Соединённых Штатах пока что не пахнет никакой революцией. При этом, продолжает он, как в России тогда, так и здесь сейчас нынешние «революционеры» образованны (вторая параллель), и в полицейские машины тут недавно летели коктейли Молотова в том числе от выпускников престижнейших университетов — Принстона и Фордхема.

Как и русская интеллигенция, здешние интеллектуалы видят проблемы в устройстве общества целиком, оно больше непригодно (третья параллель). Люди на вершине пирамиды не должны там сидеть, они сверху не понимают, что надо делать, но зато это понимают эти самые интеллектуалы снизу. Они, как и русская интеллигенция, считают, что стоят «на правильной стороне истории» в отличие от бизнесменов верхушки. Как рассуждает профессор, дебаты и дискуссии бессмысленны для интеллектуалов, всё равно никто ничего там наверху не услышит, поэтому нужны радикальные перемены. И он говорит далее про то, что получается некое странное разделение общества: «С обеих сторон мы видим нарастающую идеологическую сегрегацию. Каждая из сторон имеет карикатурное представление друг о друге».

Как и для русской интеллигенции, для нынешних интеллектуалов история имеет цель — притом эта цель чудесным образом полностью совпадает с их политическими взглядами (четвёртая параллель). Но, говорит профессор Марсон, «сложность такого способа мышления в том, что оно парализует всякое действие с вашей стороны», потому что раз есть «правильное» и неизбежное будущее, то какой смысл бороться с ним, оно ведь всё равно настанет, хочешь ты этого или нет. Наконец, пятая параллель: русская интеллигенция испытывала презрение к рабочему классу и крестьянам, интересы которых она представляла, и рабочие и крестьяне как «агенты истории» (К. Маркс) должны были безоговорочно следовать всем указаниям интеллигенции, в том числе насильственным. Должен сказать, что сам профессор в этой пятой параллели никак открыто не показал схожесть русской интеллигенции с нынешней ситуацией в Штатах, и я не смею вкладывать в его уста слова. Хотя допускаю, что, наверное, он имел в виду то, что в теперешней ситуации никто ни о чём не спрашивал большинство людей в стране, большинству людей просто назначили роль — безусловно поддерживать приход новой эры любой ценой.

По направлению к Свану

Непросто оценить то, что именно происходит, тем более предсказать, вот что всё это преобразуется в следующие пару месяцев, и, в конце концов, а что я понимаю в этом всём? Пока что очевидно то, что, если ситуация вылилась в массовый протест, значит, у людей сильно накипело. Логика такова: кто просто так возьмёт и выйдет протестовать? Здешние леволиберальные СМИ — газеты «The Washington Post» и «The New York Times», журнал «The Atlantic» — пишут, что протесты в своём большинстве были мирными, лишь там-сям провокаторы устраивали погромы и грабежи, которые не так уж и страшны и порой даже не плохи в общей картине. Консервативные СМИ — газеты «The Epoch Times» и «The Washington Times», журнал «National Review» — фокусировались в основном на протестных беспорядках, объясняя, что мирное социальное движение не может молчать или оправдывать того, что подобные беспорядки совершаются под повесткой и с молчаливого согласия этого мирного движения. Кто прав, кто виноват — поди пойми.

Мне в этой ситуации больно и горько от того, что происходит подавление свободы слова в самой свободной стране мира. Всех, кто не согласен с новой спасительной доктриной, религиозно распинают на кресте: увольняют с работы из-за нарушения неких этических стандартов, блокируют на крупных платформах типа Твиттера или Снэпчата, ставят к позорному столбу на обозрение всего мира. То, что ещё вчера было общим местом, сегодня становится ересью и богохульством. Как, не успел прочитать символ веры в утреннем бюллетене? Заслужи уничтожение. В новую чарующую утопию не могут войти сомневающиеся или задающие много вопросов. Мне это кое-что напоминает: картину С. Д. Коваленко с дяденькой на броневике. В этом всём хаосе нужно что-то по-настоящему общее, некая новая база и ориентир для всех нас.

В социальной психологии (social psychology) — разделе психологии, который изучает то, как реальное и мнимое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поступки человека — исследователи много десятилетий изучают, как и при каких условиях можно способствовать миру и гармонии. Четыре позиции выдвигаются вперёд (см. Myers & DeWall, Psychology, 2018):
(1) позитивный несоревновательный контакт равных партнёров (например, общий обед с «другим», проживание в одной комнате в общежитии с «другим»),
(2) кооперация на основе сверхобщей задачи, которая делает различия между людьми нерелевантными (в голову пришёл пример теледебатов перед выборами в Беларуси в 2010 году; тогда 10 кандидатов с разными политическими взглядами в прямом эфире не тырились друг с другом, а как-то вместе выступали против кандидатуры действующего президента; у них была сверхзадача),
(3) коммуникация, в том числе с помощью нейтрального посредника-медиатора (семейный психолог, дипломат, адвокат), когда через общение можно взаимовыгодно разрешить ситуацию,
(4) взаимные примирительные действия (улыбка, извинение, признание неправоты, юмор и т.п.), которые начинаются с желания снизить накал страстей и обсудить разницу интересов, а потом переходят в конкретные уступки.

Контакт, кооперация, коммуникация, примирение.

Берегите себя и своих близких.

Обложка книги "Утопический роман 16–17 веков" (1971)

Обложка книги “Утопический роман 16–17 веков” (1971), читать онлайн

Содержание

  • Томас Мор “Утопия”
    (Thomas More, Utopia, 1516; пер. с лат. А. Малеина и Ф. Петровского)
  • Томмазо Кампанелла “Город Солнца”
    (Tommaso Campanella, Cīvitās Solīs, 1623; пер. с лат. Ф. Петровского)
  • Фрэнсис Бэкон “Новая Атлантида”
    (Francis Bacon, New Atlantis, 1626; пер. с англ. З. Александровой)
  • Сирано де Бержерак “Иной свет, или Государства и империи Луны”
    (Cyrano de Bergerac, L’Autre Monde: ou les États et Empires de la Lune, 1657; пер. с фр. Е. А. Гунста)
  • Дени Верас “История севарамбов”
    (Denis Veiras, Histoire des Sevarambes, 1679; пер. с фр. Е. Дмитриевой)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.