Брови Дульсинеи

Брови ея, считал Дон Кихот, были подобны небесным радугам. То есть две горки, вверх-вниз. Как наша жизнь. Брови Дульсинеи — жизнь в миниатюре со взлётами и скатами вниз (в крайнем случае неуклюжим падением с самой горки). Но это не радости и печали, это периоды работы и отдыха. Так смотреть на жизнь приучает меня Америка. Эмоции всегда одолевают по любому поводу, но оставаться в негативных или позитивных мыслях — это сознательный выбор.

ДУХОВНАЯ МЕЛЬНИЦА

1) Тони Роббинс. В последние два месяца я нахожусь под сильнейшим впечатлением от Тони Роббинса (р. 1960). Он бизнес-стратег, предприниматель, практический психолог, мотивационный спикер. Он в американском победном духе выработал принципы, которые делают людей счастливыми. И эти принципы такие же, какие предлагают восточные духовные практики, ничего нового нет. Новое — ясное и доступное преподнесение этих идей. Мать Тони была алкоголичкой, била его, иногда головой об стену, заставляла глотать жидкое мыло до рвоты, потом он ушёл из дома, какое-то время жил в машине. Сейчас он миллиардер. Чтобы понять формулу успеха, он по максимуму самообразовывался, читал книги, изучал биографии успешных людей, выработал свой системный подход к саморазвитию. Он говорит конкретно, без выкрутасов, где-то с горячим словцом, но всегда по делу. Он не знаток жизни, он не гуру — к слову, так называется документальный фильм о нём “Я вам не гуру” (2016; “I am not your guru”). В своих 5-6-дневных лагерях (стоимость посещения коих около $5000) он предлагает участникам практические способы самим решить проблемы своей жизни. Что делает его убедительным, так это то, что все эти инструменты саморазвития и объяснения механизмов их работы простые и понятные — именно так и выглядит хорошая теория: минимум концептов, максимум взаимосвязей между ними, ощущение “так и есть!”, применимость к большому числу случаев.

Кратко его идеи можно вместить в один абзац — и я это делаю прямо сейчас. (Все следующие утверждения — постулаты Тони; не прямая речь, но почти.) Ваша биография — это не ваша судьба, ваша судьба — это история, которую вы рассказываете себе о самом себе и которую можете в любую минуту поменять. Единственное, что можно контролировать в жизни, — эмоции, но их надо тренировать. Самый быстрый способ улучшить настроение — на пределе возможностей заняться спортивной тренировкой. Это работает, потому что меняется биохимия тела при движении. Эмоции создаются движениями тела. На чём мы сосредотачиваемся, то мы и видим: если на негативе, мы его видим везде, если на позитиве, мы тоже его видим везде. Самая большая зависимость у людей — к своим собственным проблемам. У каждого есть свой любимый аромат страдания: злость, скука, тревожность, фрустрация, обида и т.д. У многих это состояние по умолчанию, потому что так работает наш мозг, которому 2 миллиона лет и который был создан для выживания, а не счастья. Но его, как бицепс, можно натренировать на иное состояние. Это не позитивное мышление из рубрики “Я смотрю на грязь в доме, но закрываю глаза и утверждаю себе, что никакой грязи нет”. Это тренировка для того, чтобы перейти в “красивое состояние”, чтобы быть в силах действовать и менять свою жизнь. Когда нет настроения или нет энергии, тогда нет творчества или сил что-то менять. Когда есть воодушевление, есть запал и силы. Энергия не приходит произвольно, эту энергию надо требовать от самого себя, до тех пор пока не войдёт в привычку. Люди оправдываются отсутствием денег, времени, сил — это лишь внешние ресурсы, но люди не признаются себе в том, что у них нет внутренних ресурсов и они не знают, как их создавать. Для успеха надо освоить “науку успеха” и “искусство удовлетворённости”. Наука успеха — это правильная стратегия, процедура, шаги; надо найти для себя ролевую модель и понять, как он(а) из пустоты стал(а) успешным человеком (его пример: “бежать на запад, чтобы увидеть восход солнца, — это неправильная стратегия”), а также это решение избавиться в жизни от людей, которые своими эмоциями, разговорами и делами тянут вас вниз. Искусство удовлетворённости понимается так: (а) счастье — это прогресс, личностный рост, то, кем мы становимся в процессе трансформации; это не деньги или прочие средства; (б) изменить жизнь можно по щелчку: поменять все свои ожидания от жизни на благодарность за то, что уже есть; (в) убрать зацикленность на себе и своих желаниях и найти цель, которая глобальнее и вдохновеннее, чем вы сами (это могут быть близкие, сограждане, человечество). Самое главное — действия; знания не сила, это лишь потенциальная сила, сила — это максимальная работоспособность и работа изо всех сил, даже если результат может в итоге оказаться отрицательным. Страх невозможно побороть до конца, но с ним можно танцевать, надо скорее бояться не сделать что-то (чтоб не жалеть в будущем об утраченной возможности).

Ну вот, собственно, и всё. Остальное — комментарии на его же мотивационных полях. Если кто-то скажет, что в этом есть что-то новое, тот слукавит. Меня впечатляет именно краткость, деятельность, возможность тотчас же применить эти принципы в жизни. Конечно, все в разное время испытывают стресс, ежедневно отрицательные эмоции вклиниваются в жизнь, но мы сознательно выбираем, в каких эмоциях мы остаёмся. В конце семинара с Опрой Уинфри, который можно посмотреть онлайн (2016, длительность 1ч45мин), он проводил небольшую медитацию. Суть в том, что наше сердце всегда знает ответ на сложные решения. Нам могут не нравиться эти решения, мы их можем бояться, но мы точно знаем их сами. Слушая его, я подумал, а что бы я смог сказать себе 16-летнему с “высоты” своих 28 лет. И записал эти фразы: “Юра, ты слишком много переживаешь. Зачем ты пытаешься что-то кому-то доказать? Ты всё делаешь правильно уже сейчас”. Как было бы здорово, если б я открыл Тони Роббинса именно в 16 лет. Его основные идеи можно посмотреть в этих трёх видео:

Видео 1 (АНГЛ.), 13 минут: Тони Роббинс проводит небольшой мастер-класс

Видео 2 (АНГЛ.), 4 минуты: Тони Роббинс рассказывает о своём ежеутреннем ритуале-медитации

Видео 3 (АНГЛ.), 8 минут: Тони Роббинс предлагает “метод быстрого планирования” (rapid planning method — RPM — Results-oriented Purpose-driven Massive Action plan) — а это уже совсем педагогический дизайн (= наука), а именно: наша идея “обратного дизайна”. Любую инициативу надо начинать “с конца”, с точного и хорошо прописанного результата. Мы часто сосредотачиваемся на процессе (а в образовании — на предметном содержании), когда надо бы сфокусироваться на последствии и влиянии. Не просто “позвоню дочке поболтать по телефону”, а “после телефонного разговора дочка будет чувствовать, что я её люблю”. Это будет совсем другой телефонный разговор. В образовании “обратный дизайн” позволяет создавать успешные обучающие внедрения, особенно онлайн-обучения. Это так же работает в повседневной жизни, и Тони Роббинс это ухватил.

2) Бег. В начале июня для того, чтобы быстро менять биохимию тела и чтобы медитировать в движении, я начал бегать три раза в неделю. Первый забег отнял у меня 40 минут, сейчас ту же дистанцию бегу за 30. Первые три недели так сильно гудели коленки, каждый шаг в беге приводил в недоумение: то я чувствовал, как ребра не связаны с телом, то как тело грузно падает на голень и вот-вот сломает её. Это было новое знакомство с собственным телом, но ни разу не пожалел, что бегаю. После пробежки каждая ткань организма вибрирует и радуется, эмоции благодарности переполняют и укрепляется уверенность в себе. Уверенность, по Тони Роббинсу, — одна из шести человеческих потребностей: уверенность, неуверенность, значимость, взаимодействие, духовный рост, вклад. Обычно у человека преобладают две из этих потребностей, но важны все, и люди по-разному пытаются удовлетворить эти потребности. Например, он объясняет людскую привязку к своим проблемам тем, что многим людям они удовлетворяют потребность в значимости и/или взаимодействии с другими.

3) “Сумерки кумиров”. При таком раскладе неизбежно отпадает необходимость в наставнике или проповеднике: все ответы есть внутри. Всякое крохотное достижение — колоссальный труд. Если у человека систематически всё хорошо, это не удача и не везение, это наука успеха, умноженное на титаническое усердие. Я отписался в ФБ от медийных персон, так называемых лидеров мнения, ненужных источников информации, почти не читаю новостей: уделяя внимание этому, я забираю у самого себя время для развития и созидания. Мой единственный кумир сейчас — это научный метод, поиск, результат. И разумеется, проверенные друзья. Америка незаметно расколдовывает человека от восторгов и визгов по отношению к другим, остаётся только скромное уважение к их труду. Я не согласен с мнением, что если много работать, то произойдёт выгорание. Выгорание произойдёт, если ты не на своём месте. Если на своём, то ты только будешь идти вперёд. Для этого движения вперёд надо убирать костыли в виде кумиров и информационного шума, но оставлять уроки жизни успешных людей и ценить своих проверенных временем друзей.

4) Отсеивание. В прошлую пятницу был день рождения знакомой американки, которая позвала меня на него за 7 дней до мероприятия. Мол, они поедут в назначенную пятницу в 17:00 на Зелёные озёра (в 16 км от Сиракуз), а я там никогда ещё не был. Во вторник мы увиделись на кампусе, я ещё раз уточнил, стоит ли мне планировать пятницу (ибо я никогда ни к кому не навязываюсь сам), и получил положительный ответ. Итог: на день рождения я так и не попал. В четверг купил подарок, подписал открытку, подготовился. В назначенную пятницу пошёл дождь, я написал в полдень этой имениннице, мол, наверное, план отменяется из-за ливня, дай знать наверняка. Молчание. Наступило 17:00, ни ответа ни привета, я быстро перепланировал свой вечер, устроил пробежку и решил посмотреть кино. В 17:45 приходит ответ: “Не, озёра отменяются, просто поужинаем у меня дома, приходи, все уже тут”. Я проигнорировал, подумал только: “У тебя было время ответить раньше”. Поразило вот что: я не расстроился. В доамериканской жизни я бы горевал от непринятия и непризнания, а тут ясно стало то, что (а) это общение поверхностное, (б) один поступок ставит крест на доверии, (в) красивый шарфичек поедет к Памеле в Перу. Я не расстроился потому, что у меня столько своих забот и глобальных дел в плане педдизайна, что нет времени на бесплодные анализы. Сразу синтез: этот человек не нужен в моей жизни.

СОБЫТИЯ И СВЕРШЕНИЯ

1) Книга про Канал Эри и журнал про поезда в Сиракузах. Мне так нравятся Сиракузы, что хочется больше изучать историю этого города и его секреты. Канал Эри открыл американским территориям выход на Запад в 1825 г. после семи лет строительства. До этого люди ездили медленно на конях по грязи и окольным дорогам. За 10 лет канал полностью окупил свои огромные затраты на строительство (была установлена система взимания сборов за проезд). Потом канал расширился. Лодочки могли плыть по каналу со скоростью в 4 км/ч. В 1839 году в Сиракузах прямо в городе также открылась первая железная дорога, где поезда с 12-18 вагонами ездили со скоростью 20 км/ч. Долгое время канал и железная дорога сосуществовали в городе как равноважные виды транспорта.

Основную прибыль и приток населения Сиракузам в 19 веке обеспечивал именно канал Эри. В разное время к системе канала Эри пристроились еще два канала (один из них — Баржевый канал). Что касается железной дороги, то к 1930-м годам она стала тормозить движение в городе своими 62 ж/д-переездами, поэтому саму Ж/Д решили поднять над землёй и разгрузить город. В городе ещё со времён 19 века ходили шутки о том, что Сиракузы — это город, где вместо людей по улицам ходят поезда. 24 сентября 1936 года по городу промчался последний поезд. Несмотря на дождь, люди вышли провести последний поезд в последний путь, был устроен трёхдневный фестиваль “Великий Юбилей” с парадом и едой. После этого все поезда ходили либо по поднятой над улицами железной дороге, либо за городом, либо рядом с городом (как сейчас).

2) Баржевый канал #18. В субботу 15 июля мы с Юнкаем поехали кататься на Баржевом канале (расширенном Эри-канале) в город Херкимер, что в 107 км от Сиракуз на восток. Круиз стоил $20.00 и включал в себя рассказ капитана-экскурсовода, а также спуск (и потом подъём по дороге назад) по 6-метровому канальному шлюзу номер 18. Я не припомню, чтобы когда-то менял высоту на корбалике в шлюзе, поэтому целиком был захвачен новым опытом. Вдоль канала можно было увидеть старинную церквушку Форт-Херкимер конца 18 века (одну из двух самых старых в штате Нью-Йорк). Мы с Юнкаем также её посетили. Перед церковью расположено старое кладбище, на котором мне стало дурно, так что я поспешил оттуда уйти. Вдоль Баржевого канала раньше располагался сам канал Эри (1825-1918), но его больше нет, остался фантомный след — берега, а всё вокруг поросло травой и деревьями. Эри-канал был в Америке 19-го века тем, чем у нас в 21-м веке является Интернет — по нему перемещались грузы и пассажиры на лодках, которые тянули два-три мула, с удивительной скоростью в 4 км/ч! Штат Нью-Йорк дышит насквозь историей Эри-канала, этой историей я нынче тоже очень пленён (читать краткую историю Сиракуз).

3) Аптека 19 века в музее науки и искусства. В Сиракузском музее науки и искусства (MOST) я точно бываю каждые два месяца, начиная с августа 2015 года. Сейчас там появилась выставка механизмов Леонардо да Винчи — что необычно для Сиракуз, Но не о ней речь. В самом музее расположена реальная аптека Густава Ротшильда конца 19 — начала 20 века, которая раньше почему-то всегда была закрыта (историю именно этого Ротшильда я пока так и не нашёл в Интернете). Но в минувшее воскресенье она была открыта и там работал волонтер-гид — дедуля, университетский физик на пенсии Джон Дрисколл, который был рад поделиться знаниями. Но его совсем не слушали, люди заходили и не встречались с ним взгядом, хотя он великодушно предлагал ответить на любые их вопросы. Я с ним общался около 45 минут. Он разрешил мне походить по всей комнате аптеки, даже там, куда посетителей не пускают, и сам же захотел меня сфотографировать на фоне разных баночек-шкляночек-колбочек.

Видео-обзор, 5 минут: изнанка самой аптеки Ротшильда в музее

Меня интересовало, пользовались ли в начале 20 века рецептами врача, как создавали препараты (НЕТ), зачем люди покупали белладонну в каплях (ДЛЯ КРАСОТЫ) и радий в таблетках (НИКТО НЕ ЗНАЕТ)  — ведь это всё стояло на прилавках, оставленное как есть с начала 20 века! — чем отмеряли дозы препаратов (КАПЛЯМИ И ГРАММАМИ), как определялась цена на медикаменты (ПРАЙС-ЛИСТЫ ДОЗИРОВОК). В Сиракузах в начале 20 века действовало 6 таких аптек. Для маркетинга аптекари растворяли кое-какие препараты в воде в прозрачых вазах, ставили на окно под солнце, чтоб вода нагрелась и препарат “хорошо” растворился в ней, и проезжающие мимо люди могли остановиться и просто так купить такого сиропчика. Джон полагает, что большая часть всех лекарств начала 20 века, вероятно, не работала, потому что была нацлена лишь на подавление симптоматики, а не причину заболевания. Например, там был порошок от зубной боли с добавлением кокаина. Ясное дело, говорил Джон, что это не столько убирало заболевание зуба, сколько притупляло саму боль. Он рассказывал мне обо всём с упоением, я его слушал с удовольствием и благодарностью.

4) Проект по педдизайну. Целый месяц с 12 июня по 12 июля я каждый день без выходных создавал проект по фундаментальным основам педагогического дизайна. Создано 8 видео (на создание одного 7-8 минутного ролика уходило от 4 до 10 часов; все видео были сделаны в течение 20 дней) и опорный буклет, а также собраны дополнительные материалы по каждой из ключевых тем этой дисциплины. Ничего такого на русском языке про педдизайн до этого не было создано, я рад быть первым: за каждым словом в этом проекте стоят выполненные проекты, исследования, разговоры с профессионалами. Я выучил важные вещи: (а) я могу один писать сценарий, находить аппаратуру и помещения для съёмок, рисовать графические конспекты, снимать видео, монтажировать и распространять их; (б) от сценария надо осознанно, но не сильно отходить, тогда и видео, и я сам будем получаться более аутентичными; (в) нельзя зацикливаться на перфекционизме, кому-то видео обязательно не понравится, но это уже будет не моё дело — я делаю своё дело и знаю точно, что делаю; (г) нужна дисциплина в работе и нужно работать, даже несмотря на мнимые и реальные препятствия (последнее видео я снимал при сильнейшей головной боли, но на видео этого не видно), главная мотивация: я делаю это для людей, которые хотят знать, что же такое педдизайн в коротких и логически законченных видео; я б не закончил этот проект, если б делал его только для себя (или если б не было моральной поддержки в виде Лены и Вали).

5) Перечитывая “Алису в Стране Чудес” (1865) и “Алису в Зазеркалье” (1871). История Алисы мне всегда казалась смешной, забавной и полной острот. Перечитал обе истории, потом решил прочитать критический обзор обеих сказок на сайте “Sparknotes”. Разверзлась преисподняя: я ни хрена не понимал эти истории. Лишайте меня диплома. Согласно “Спаркноутс”, обе сказки — о боли от утраты детской беспечности, душевном одиночестве при взрослении, бесцельности и предопределённости жизни. Алиса вечно меняет свою форму и вечно этим недовольна (= дискомфорт переходного возраста), не может попасть в прекрасный сад, который видит в замочной скважине (= ностальгия по детству), и почти все персонажи сказок ведут себя грубо по отношению к ней (= печаль, отсутствие сочувствия от других существ). Сны семилетней Алисы — это её страхи и тревоги по поводу взросления и превращения в женщину. В Стране Чудес с ног на голову ставятся все её привычные представления о жизни, и она испытывает колоссальную неуверенность в себе и кризис самоидентификации (“кто я?”). Правила того мира — безумие, там нет логики, порядка или (здравого) смысла. В Зазеркалье она стремится превратиться в королеву и видеть не только, что случается с ней в малообозримом пространстве, но и всю “шахматную доску” (= установить контроль над своим непосредственным окружением и сексуальностью, увеличить свою способность свободно передвигаться). Здесь жизнь с ней случается, она никак не властна над своими решениями. Её и в прямом, и в переносном смысле как пешку перемещает по шахматной доске невидимая сила в неизвестном ей, но предопределённом порядке. Свобода воли — это полная иллюзия. В Зазеркалье она тоже испытывает кризис идентичности: забывает своё имя и глубинно сомневается в своём существовании. Траляля утверждает, что она просто снится Чёрному Королю (= она лишь плод чьих-то грёз). Она попадает в странный поезд, который неотвратимо и оголтело мчит её куда-то вперёд (= к зрелости), несмотря на то что у неё нет билета, который надо предъявить контролёру. Прекратить эти травматичные сны она может через пробуждение: она должна проснуться. В “Стране Чудес” она просыпается, после того как осознала иллюзорность Страны Чудес. В “Зазеркалье” она просыпается, после того как во сне осознала себя женщиной и (простите, но так считают некоторые критики) символически испытала оргазм. Моя жизнь больше не будет прежней. Только один вопрос: при всём при этом, почему в детстве эти истории вообще не говорили ни о чём таком депрессивном, а просто испытывал удовольствие от бессмыслиц?

В Америке я научился сращивать брови Дульсинеи. В моих руках эта мифическая девица сменила гражданство и акцент и стала реальной Фридой Кало. Этот спуск вниз по радужной дуге жизни всё равно есть, но он не глубокий, или, во всяком случае, я контролирую эту глубину сам. Мой способ — отключить сопереживающий отклик на отрицательные эмоции других людей, потому что люди привязываются к сопереживанию и возвращаются за дополнительной порцией. Я слушаю, но не реагирую на эмоции, отвечаю только по делу. Пять лет назад я бы думал, что это бессердечие, но по факту это просто способ жить своей жизнью, где цветут мои, а не чужие клумбы эмоций и событий. Меня огорчает, что в Беларуси некому было это подсказать раньше. Я всё равно при этом учусь не докучать друзей своими заботами, как ни крути, а, бывает, зациклюсь на чём-то и пиши пропало, не могу говорить ни о чём другом. Навык требует оттачивания. Почему не оттачивалось в Беларуси? В Америке я как будто переродился.

Берегите себя и своих близких.

ФОТКИ

BookErieCanal

Книга Марты Кендалл “Канал Эри” (2008)

ПОЕЗД-1

Шутка. Мужчина говорит: “У меня дома поезда ездят прямо перед газоном”. Женщина: “Ты хочешь сказать, что живёшь в Сиракузах?”

ПОЕЗД-2

Фотография из центра города с поездом

ПОЕЗД-3

Поезда в Сиракузах ездили прямо около городского муниципалитета

ПОЕЗД-4

Несмотря на дождь, люди праздновали день, когда в Сиракузах по городу проезжал поезд в последний раз (“Великий Юбилей”, 1936)

Баржевый канал 1-min

Проезжая по Баржевому каналу

Баржевый канал - Шлюз 18-min

Шлюз 18 на Баржевом канале

Баржевый канал 2-min

В шестиметровом 18-м шлюзе на Баржевом канале

Баржевый канал 3-min

Двери старенькие в шлюзе, вода из более высокого уровня прорывается в шлюз

Баржевый канал 4-min

Открывается дверь из шлюза на более низкий уровень

Баржевый канал 5-min

Баржевый канал

Баржевый канал - капитан-min

Капитан Джерри

Корчеватель пней-min

Выкорчёвыватель пней, изобретённый во время строительства канала Эри
Описание Баржевый канал-min

О Баржевом канале

Описание Канала Эри-min

Об изначальном и первозданном канале Эри

Описание расширенного канала-min

О расширенном канале Эри

Церковь Форт-Херкимер 1-min

Церковь Форт-Херкимер, одна из старейших в штате Нью-Йорк

Церковь Форт-Херкимер 2-min

Церковь Форт-Херкимер

МОСТ 1 Да Винчи-min

Выставка машин Леонардо в сиракузском музее науки и технологий

МОСТ 3 Сердце-min

Сердце, через которое можно прогуляться в музее науки

Аптека 1 Здание-min

Аптека Ротшильда

Аптека 2 Музей вывеска-min

В аптеке

Аптека 3 Ротшильд диплом-min

Диплом Густава Ротшильда из Колледжа фармакологии в Олбани, штат Нью-Йорк

Аптека 4 Ротшильд фарма сертификат-min

Лицензия фармацевта Густава Ротшильда, факультет педагогики, Университет штата Нью-Йорк

Аптека 5 общий вид-min

В аптеке Ротшильда

Аптека 6 Общий вид 2-min

В аптеке Ротшильда 2

Аптека 6-7 Кокаиновые зубные таблетки-min

В аптеке Ротшильда — на верхней полке находятс таблетки от зубной боли с кокаином

Аптека 7 Касса-min

Касса в аптеке Ротшильда

Аптека 8 Растворители-min

Сиропчик в аптеке Ротшильда

Аптека 9 Гомеопатические травы-min

Гомеопатические травки (муравки) в аптеке Ротшильда

Аптека 10 Телефон-min

Старинный телефон в аптеке Ротшильда

Аптека 11 Таблетки-min

Лекарства от всего и для всего в аптеке Ротшильда

Аптека 12 Юра-min

Джон-гид сфоткал меня прямо в аптеке Ротшильда

Аптека 13 Юра 2-min

Фотка в закрытой для посетителей зоне аптеки Ротшильда

Брови Дульсинеи: 2 комментария

  1. “Синтез: этот человек не нужен в моей жизни”. Сия фраза во мне весьма срезонировала сегодня.
    И это, хочешь или нет, но “бойся любви моей”, и я намерена присутствовать в твоей жизни! Ахахаха. Обнимаю птенца.

Добавить комментарий для Ave de Paso Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.