Действия и противодействия

Впервые я воспользовался услугой «межбиблиотечного займа» в Сиракузском университете. Если в библиотеке института нет книги, которая тебе нужна, но она есть в другом университете в США, то наша библиотека может позаимствовать на пару месяцев такую книгу из другого университета. Это бесплатно, главное – быть в сообществе таких библиотек, а любой уважающий себя исследовательский институт в нём состоит. Книга Элизабет Баркли называется «Оценка эффективности обучающих техник» (2016 года издания) – и я теперь молюсь о том, чтобы сесть и с чистыми неуставшими мозгами почитать эти 400+ страниц. После работы остаётся мало желания что-то делать.

Из приятного недавно – поездка в Вашингтон, столицу США, где наведал целых 8 музеев и установил, что самая главная причина увеличения мозга человека на ранних стадиях развития было резкое изменение климата. В поисках путей выживания нужен был более сложный мозг. Я думаю о мозге постольку, поскольку устал слушать бредни людей о том, что мозг современных детей необычный из-за того, что с детства у них в руках телефоны и компьютеры. Если эти технологии и делают что-то, так это облегчают жизнь, а не усложняют, а эволюция говорит о том, что мозг изменяется в периоды отчаянных трудностей. Возможно, кстати, что именно нынешнее глобальное потепление на планете и станет таким толчком для усложнения мозга. Но точно не планшет в руках у ребёнка.

Начинаю готовиться к поездке в Перу: для начала купил чемодан, так как предыдущий получил при последнем перелёте травмы, несовместимые с жизнью (дальнейшей эксплуатацией). Теперь надо придумать, какие сувениры везти Памеле в горные края. Удивительно и мне не понятно почему, но белорусы могут находится в Перу без визы 183 дня, то есть полгода. Наверняка, конечно, есть ограничения, но целых 183 дня – это космос. Как-то спрашивал у Памелы, был ли бы я достаточно квалифицирован для работы в высшем образовании в Перу, на что она ответила, что был бы чересчур квалифицирован. Уровень образования там совсем низенький, если это не частная школа или вуз. Но сразу надо интенсивнее штудировать испанский.

Сдаём анализы

Недавно я думал о белорусах и белорусскости в сравнении с американцами. Белорусов отличает анализ, американцев – синтез. Анализ – разложение на элементы, синтез – собирание новой картины из полученных элементов. В Беларуси не учат детей в школах или студентов в вузе синтезировать, создавать, выдвигать гипотезы и защищать их, обобщить, разработать и проч. Вот что-то в менталитете: американцы настроены на решение проблем, белорусы – на драму и анализ своих проблем. Отсюда вытекает разное поведение: американцы увидели проблему и выдумывают способы их решить без большой паники (идеально или неидеально, неважно), белорусы увидели проблему и начинают жаловаться, искать причины неудач, ныть, обвинять себя или других. Как сказала очень мною уважаемая женщина, наши люди любят вопить и закатывать «античную трагедию на котурнах». В этом смысле я тоже работаю со своими белорусскими корнями и стараюсь, если жалуюсь, сразу же говорить, как вижу решение проблемы. Нередко спрашиваю наших людей, которые жалуются: «А как ты планируешь это решить?» Почти всегда реакция одна и та же: пауза на несколько секунд. Не привыкли мы сами переходить к решениям, нам надо побыть мелодраматичными.

Между тем, я считаю, есть прямая зависимость между навыками синтеза и образованием. Я помню, как в БГУ на лекциях нам всё раскладывали по полкам, перечисляли все мыслимые и немыслимые функции того или другого явления, давали подробную хронологию. И никогда не говорили, что с этим делать – а точнее, не давали никаких заданий на то, чтобы мы эти знания переносили в реальную жизнь. Или говорили: пишите курсовую, вот структура – а дальше иди и делай, как хочешь. А как? Как включать в себе исследователя? Что это значит? У нас по умолчанию считается, что навыки синтеза придут сами, а они не придут. В нашем всё ещё советском образовании упор на обилии материала, фактов, деталей, но не на навыках синтеза. Конечно, в конечном счёте люди идут и что-то кое-как делают, однако после потерянного времени на излишние анализы, основанные на единичных случаях и анекдотах.

В этом смысле, мне кажется, в белорусской среде популярные в Фейcбуке люди именно потому популярны, что занимаются каким-никаким синтезом. Они знают решения всех проблем в экономике, политике и культуре, в отличие от большинства других жителей Фейсбука. Синтез их, однако, насыщен морализаторством. Я обобщаю, разумеется, но не перегибаю палки. Я давно перестал читать посты условных известных белорусов в Фейсбуке, потому что нет времени и потому что не нахожу их синтез убедительным, но эта внутренняя любовь к синтезу у людей сильна, им хочется больше постов от своих кумиров. Получив нужную порцию синтеза, житель Фейсбука в комментариях расплывается в похвале автору того или иного поста, признаются ему или ей в любви, в общем-то, ничего не дополняя по сути вопроса.

Мне кажется, такого бы не было, если бы у нас учили с детства фокусироваться на синтезе. Ребенок упал и ударился – сразу же пресечь сверханализ проблемы и сразу искать решение. Не нравится учитель – не жаловаться родителям или одноклассникам, а искать решение (например, взять и обсудить с классным руководителем немедля). Прочитать параграф в учебнике по истории – и синтезировать, что полезного в этом куске информации есть для сегодняшней жизни. Анализ и синтез идут рука об руку, но синтез невозможен без анализа. Просто мы зависаем в нашей культуре на анализе, и ничего толком не делается в мозге ученика, ученики не приобретают жизненно важных навыков решения проблем.

Вы можете мне возразить: убеди меня, дай свидетельства. Я предложу поиграть в игру: в следующий раз, когда вы будете слушать ток-шоу или какого-нибудь гуру, обратите внимание на вопросы людей. (а) Люди будут сразу растекаться в похвале гуру и благодарить его за выступление, (б) потом они начнут делиться своей точкой зрения на затронутые вопросы (непрошенной, замечу), (в) зададут исключительно «синтетический» вопрос (а как сделать то-то и то-то?). Ведь анализировать они сами могут, а хочется синтеза. У нас в образовании есть кучу заданий на синтез, но нигде не учат, как его делать, не учат метакогнитивным навыкам и стратегиям. В этом — большой пробел нашего образования.

Берегите себя и своих близких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.