Рано или поздно

Наконец-то получил водительские права. Четыре года понадобилось мне на замыкание начатого круга, на завершение гештальта – пожалуй, это было единственным делом в моей жизни, надолго отложенным и незакрытым. В 2012 году я пять раз не мог удачно выполнить элементы на автодроме в Беларуси, потом прошёл срок действия теоретического экзамена, и я решил отложить всю процедуру на потом. Тогда автошкола обошлась мне в $300.00 долларов – это была вся моя зарплата (я тогда только начал работать). Нынешняя автошкола обошлась мне в $915.00 – тоже весь месячный заработок работы на кампусе. И в РБ, и в США у меня было по 11 уроков вождения. Разница между системами и экзаменами огромная. Но самая первая: не требуется никакой медицинской справки, глазки бесплатно проверяют прямо в “ГАИ”. Тут так: получай права и помирай хоть назавтра, главное чтобы глаза были на месте.

В США каждый штат имеет свои нюансы относительно получения водительского удостоверения, поэтому я буду говорить только про штат Нью-Йорк. Итак, местная ГАИ (department of motor vehicles = отдел автомототранспорта) имеет свою страничку с Интернете с подробной информацией о том, что требуется для экзамена (driving test). В штате Нью-Йорк для экзамена надо иметь разрешение учиться управлять машиной и сертификат о прохождении пятичасового курса по теории. Экзамен не делится на автодром и город, вождение сдаётся сразу в городе (7-10 минут) и включает в себя четыре обязательных элемента: поворот налево, смена полосы на дороге, параллельная парковка, а также разворот в три приёма на дороге с двумя полосами (three-point turn).

yuri-license-for-blog

Водительское удостоверение штата Нью-Йорк

Стоимость моей учёбы в цифрах (осень 2016)

1 занятие по городу (45 минут) — $60.00
1 занятие на автостраде (50 минут) — $85.00
5-часовой курс в автошколе — $40.00
Использование машины на экзамене в “ГАИ” — $90.00
Карточка удостоверения — $25.00
Подача заявления в “ГАИ” — $30.00
Две попытки сдачи экзамена — $10.00

Получение разрешения учиться управлять машиной

Я решил получать водительские права после того, как в конце июля шёл пешком из магазина 7 километров домой, потому что вечером не ходили автобусы и не хотелось тратить деньги на такси. Я настолько вышел из себя в тот вечер, что стало ясно: в Америке невозможно без машины. 18 августа я полез на сайт отдела автомототранспорта в штате Нью-Йорк, скачал книжку по вождению (она есть в открытом доступе) и сделал пробные тесты. Если в Беларуси диск с тестами включает в себя почти 1700 вопросов, из которых на теоретическом экзамене в ГАИ будет 10, то в штате Нью-Йорк общее число вопросов – 125, из которых на теоретическом экзамене будет 20. Вместо сотни дорожных знаков, требуемых для изучения в РБ, в штате Нью-Йорк достаточно знать наизусть 16.

Два дня понадобилось на то, чтобы прочитать книжку и прогнать все тесты по два раза. 23 августа я поехал в местную ГАИ (в РБ – МРЭО) и сдал тест без ошибок. Меня сфотографировали для документов и будущего удостоверения. Процедура платная: за заявление, сам теоретический экзамен и две попытки сдачи экзамена в городе взяли $60.00. Через две недели прислали разрешение учиться управлять машиной. Его срок действия – 1 год. Если в течение года человек не получает права, то разрешение аннулируется, и теоретический экзамен надо сдавать заново.

learner-permit-for-blog

Документ, разрешающий обучаться вождению в сопровождении опытного водителя (выглядят как права)

interim-1Это временный документ, разрешающий управлять автомобилем с опытным водителем, пока не пришлют карточку (которая выше)

Бонус: Ответы для теста по вождению в штате Нью-Йорк (*.pdf)

Учёба

В этот же день, 23 августа, я пошёл на сайт автошколы «Able to Driving School” (выбрал её, опираясь на отзывы в Интернете и цены) и выбрал удобный для себя пакет обучения: 11 уроков (потом брал один дополнительный урок на автостраде), предоставление машины для экзамена в ГАИ и прохождение 5-часового теоретического курса стоило $855.00. Урок проводится один раз в неделю или один раз в две недели с инструктором автошколы. Длится 45 минут, на котором инструктор пошагово объясняет, как и почему выполняются те или иные манёвры (например, в штате Нью-Йорк можно поворачивать направо на красный свет, если нет запрещающего знака). После урока ожидается, что ученик будет продолжать учиться водить машину с родителями или друзьями в своё свободное время хотя бы 1 или 2 раза в неделю. Иными словами, закреплять теоретический урок на практике. У меня такой роскоши не было, немножко помогал друг Хосе со своей машиной, где-то раз шесть на его джипе я тренировался ездить. Для несовершеннолетних родители подписывают бумажку о том, что они обучали своих детей водить машину не менее 50 часов. То есть ответственность лежит на родителях за обучение вождению лиц до 18 лет, а не на автошколе.

Отдельный же урок вождения стоит $60.00 по городу и $85.00 на автостраде, предоставление машины на экзамен – $90.00, а обязательный 5-часовой теоретический курс стоит $40.00. Если б у меня была возможность тренироваться самому, возможно, я бы взял всего 3-4 урока. Для теории это более чем достаточно – что и подтверждал мой инструктор. Инструктор Джон Уайт, который обучал меня вождению, оказался очень классным дяденькой. Очень сдержан и вежлив, он всегда меня ободрял и вселял веру. В первый же урок он сказал, мол, смотри: ты садился за руль и у тебя тряслись руки, а в конце урока волнения нету. Последние три занятия с ним были сказкой: он всё время говорил мне, что если я проеду на экзамене так, как с ним на уроке, я сдам экзамен без проблем с первого раза.

Интсруктор Джон проводил и 5-часовой обязательный курс. Это не наши автошколы с уроками по вечерам два или три раза в неделю. Ни слова про трамваи, регулировщиков, буксировку на гибкой сцепке, никаких запутанных понятий и терминов, но реальные жизненные ситуации: как проезжать перекрёстки, как не вестись на провокации других водителей на дороге, как вести себя, если встречная машина ослепляет вас вечером, как важно быть трезвым и не садиться за руль пьяным, как поступать, если тормозная педаль вдруг провалилась в пол, почему деток в детском кресле лучше садить сзади (при аварии подушка безопасности не надувается, а взрывается, и потому может убить этого ребёнка) и прочее-прочее.

Больше всего мне нравились логические объяснения действий. Приведу пример. В правилах РБ прописывается, что если машина застряла на железнодорожном перекрёстке, то водителю машины надо бежать в сторону движущегося поезда и махать рукой машинисту, чтоб тот сбрасывал скорость. Если в машине ещё есть пассажиры, они должны бежать в другую сторону и делать то же самое для встречного поезда. Здесь в Штатах ситуация иная: если застряла машина на железнодорожном перекрёстке и виднеется поезд, надо бежать в сторону поезда сбоку от рельсов как можно быстрее и без оглядки, потому что при столкновении поезда с застрявшей машиной скорее всего произойдёт взрыв, и обломки полетят в сторону движения поезда. Махать машинисту не требуется, требуется спасать свою шкуру. Когда я рассказал Джону об этой разнице, он искренне не понимал логику махания рукой машинисту.

Первый урок вождения у меня состоялся 24 августа, потом 03 сентября, потом 13 сентября и так далее. Я ожидал, что к 20 октября уже сдам экзамен в так называемом ГАИ, но ближайшая свободная дата для сдачи экзамена была 09 ноября. Ничего не оставалось делать, кроме как как ждать. Последний урок вождения по автотрассе у меня был 15 ноября уже после экзамена – этот урок данная автошкола проводит только после получения водительских прав.

В автошколе на заянятии с Джоном

На 5-часовом обязательном уроке с Джоном. Джон был моим инструктором

в автошколе на занятии

Некоторые слушатели курса (03 сентября 2016)

в автошколе в холле

Холл автошколы

5-hour-for-blog

Сертификат о завершении обязательного 5-часового курса

За что отнимают баллы на экзамене

Список элементов, на которые обращают внимание во время экзамена. Если сделать их неправильно, то добавляются пункты (максимум на экзамене допускается до 30 пунктов)

Экзамен

На экзамен 09 ноября меня отвозил не Джон («Юра, там другой ученик сдаёт экзамен в этот день, ему больше нужна моя помощь, чем тебе»), а другой инструктор Рон. В этот день мир узнал, что президентом США будет Дональд Трамп. У меня не было никакого настроения, как назло Рон оказался сторонником Трампа и всю дорогу пудрил мне мозги про великие перемены, грядущие с приходом Трампа: возвращение рабочих мест, отмена медстраховки «Обамакэр» для малоимущих, уменьшение преступности и прочее. Я был за рулём, то есть сам себя вёз на экзамен, а Рон между делом поговаривал: «Слушай, ты очень хорошо водишь, зачем ты брал столько уроков в нашей автошколе? Ты сдашь точно на 90%». Я благодарил его за подбадривание, а он перемежал комплименты моему вождению со своими политическими идеями. Экзамен был запланирован на 13:00, но начался в 13:35 из-за очереди. Работало только два инспектора вместо трёх, отсюда задержка. Рон сказал мне, что признаком того, что я сдал, будет то, что инспектор даст мне ручку в конце экзамена и попросит расписаться. Я это накрепко запомнил и держал в уме.

В итоге в 13:35 ко мне в машину села инспектор афро-американка Трэйси лет сорока (которую 70-летний Рон почему-то называл своей девушкой – видимо, потому что много работали вместе?) и попросила начать движение, как буду готов. Рон её учтиво предупредил: «Трэйси, этот водит хорошо», на что Трэйси безучастно буркнула: «Окей». Так как она сидела справа, а моё правое ухо ничего не слышит, я попросил её говорить громче, чтобы ничего важного не пропустить. Она уточнила мой возраст, я от волнения сказал, что 28, потом спохватился и уточнил, что почти 28. Трэйси на меня посмотрела, и я сказал, что вообще-то 27. Стресс делает с нами странные вещи.

Я тронулся с места по всем правилами (сигнал + зеркало + слепое пятно), а через 200 метров Трэйси попросила меня сделать параллельную парковку. Выполнил без проблем. Потом мы поехали делать поворот в три приёма. Трэйси попросила меня повернуть налево, но я увидел знак «Въезд запрещён». Подъезжаю к повороту, она говорит: «Да-да, здесь», а я не могу поверить: «Неужели она меня путает? Тут же знак!» И говорю ей: «Но я ведь не могу повернуть здесь налево, тут знак». Трэйси отвечает: «Да, только это запрещающий знак для другой дороги, налево мы можем повернуть». К этому времени я уже был на середине перекрёстка и стал поворачивать налево. Трэйси: «Не задень белые полосы!» Было поздно, я заехал чуток на белые полосы, просто потому что поздно стал поворачивать. От стресса я только и попытался оправдать себя: «Я издалека не увидел другой дороги и подумал, что запрещающий знак был для поворота». Трэйси стала отмечать что-то в своём бланке. Я понял, что она фиксирует ошибку.

Дальше надо было развернуться в три приёма, она говорит: «Не делая … , развернись в три приёма». О боги, что она сказала? Я не услышал первую часть. Не делая чего? Но я решил делать просто так, как меня учили. Сделал хорошо. И всё. Вижу, что дальше мы возвращаемся на исходную позицию. Паркуюсь. Она мне отдаёт мои документы и говорит, чтобы я расписался на бумажке в свободное время. Я этого уже не слышал. Я ждал ручку – ведь инструктор Рон сказал, что мне дадут ручку расписаться в документе. А мне не дали. Я начинаю паниковать. Выхожу из машины, Рон флиртует с Трэйси, моё сердце вырывается. Рон смотрит на меня, показывает большой палец, мол, всё хорошо. Рон садится за руль и говорит: «Молодец! Ну что, 90?» Смотрит на талон, на нём написано, что отнято 5 пунктов. Рон: «Красавчик! 95! Я ж говорил, что ты хорошо отъездишь». В этот момент я увидел своего инструктора Джона, который привёз другого ученика на экзамен. Он кричит: «Юра! Ну чё?» Кричу из машины ему: «Сдал, Джон!» Джон довольно: «Молодец!» И Рон добавил ему: «Он проехал идеально». Спрашиваю: «Рон, но почему она не дала мне ручку расписаться? Я думал, что не сдал». Рон: «А, так это Трэйси, она никогда никому не даёт ручку расписаться, на вот тебе ручку – распишись сейчас». Так закончился мой экзамен в 13:45.

Косяк на экзамене

Мой косячный перекрёсток (синии линии — задетые мной белые линии на дороге). При повороте налево я не видел дороги, к которой относится знак запрета на въезд. Думал, этот знак запрещает мне поворот налево

Получение водительского удостоверения

Главное отличие от Беларуси: никуда не надо ехать и оформлять права. Их присылают по почте на дом в течение двух недель из столицы штата (столица штата Нью-Йорк – город Олбани). На самом экзамене выдают талон, который служит временными правами (выглядит, как чек за продукты в магазине). Можно свободно садиться за руль и ездить. Я оформил документы для службы аренды машин ZipCar, и впервые покатаюсь сам без чьей-либо помощи в пятницу 02 декабря.

Temporary license for blog

Временные водительские права (талон) сроком на 90 дней

Пару слов о категориях, ведь обозначение другое по сравнению с РБ. Здесь есть коммерческие и некоммерческие категории. Я получил права на управление транспортными средствами некоммерческой категории D – в штате Нью-Йорк это автомобили (или автомобили с прицепом) общей массой не более 11,7 тонн. Категория C – это как D (не понимаю разницы), категория E – таксисты, М – мотоциклы и мопеды, R – рекреационные автомобили (с прибамбасами, типа прицеп-дом), а также ещё некоторые категории. Про коммерческие категории не узнавал (а-ля перевозки пассажиров).

Можно ли обменять иностранные права на белорусские?

Можно. Эта тема интересовала мою маму больше, чем меня. Я обратился за консультацией к специалисту и получил развёрнутый комментарий: «В МРЭО ГАИ нужна действующая (на день обращения) справка водительской медкомиссии РБ, паспорт (вид на жительство) гражданина РБ, водительское удостоверение другого государства с соответствующей категорией. Далее сдаётся теоретический экзамен на компьютере (10 вопросов по ПДД, допускается одна ошибка). После успешной сдачи выдаётся водительское удостоверение РБ. Вождение сдавать не нужно. Водительское удостоверение другого государства нужно будет сдать в МРЭО. Теоретический экзамен в случае неудачи можно сдавать три раза с промежутком в 7 дней, далее через 1 месяц ещё три раза, потом через один месяц ещё три раза, далее через полгода ещё 1 раз. Итого 10 попыток, ну а потом уже на переобучение. Если гражданин с водительским удостоверением другого государства находится в РБ временно до трёх месяцев, то его менять не обязательно; а если прибывает на постоянное место жительства – то нужно менять. Да, иностранные права изымаются. Повторюсь: водительское удостоверение нужно сдавать, если гражданин прибывает на постоянное место жительства в РБ».

Берегите себя и своих близких.

Рано или поздно: 3 комментария

  1. Юрочка! Привет! Мои поздравления…о Боги, спасибо за все.Парень смог, парень достиг, парень получил УДАЧУ!!! Жду фото на авто ЦЕЛОВАЮ!!!

Добавить комментарий для Юрий Павлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.