Город Сиракьюс, штат Нью-Йорк, получил такое название в 1824 году – по названию города Сиракузы на острове Сицилия. Сходство оказалось в том, что и в итальянских, и в американских Сиракузах процветала соляная промышленность. Соль в новых Сиракузах нашли рано – ещё в 1784 году, из-за причуд геологии и отошедшего тысячи лет назад ледника она была на определённой глубине везде: и в болотистых местах, и по берегам озера Онондага, и в плещущихся родничках. Местечко довольно рано окрестили «соляным пóртом», а вот официально Сиракузы назывались то Богардус Корнерс, то Южная Сэлайна (от лат. sal, salis – соль, salinus – соляной), то Коринф. Соли было настолько в изобилии, что в 19 веке Сиракузы поставляли четверть всей добываемой соли в США.
Клинтон-сквер в 1894 году (из музея Канала Эри)
До 1824 года в этом посёлке проживало всего 250 человек, но после строительства огромного водного шоссе – канала Эри длиной в 584 км – город разросся, как на дрожжах. В 1850 г. население городка выросло до 22 000 человек, в 1900 г. – 108 000, в 1960 г. – более 216 000 человек, в 2010 г. – 145 000. Сиракузы были захолустьем и проснулись в 1825 году городом, дышащим воздухом бизнеса.
Модель, на котором проложен путь канала Эри
Канал Эри решал важную задачу: более скорая и дешёвая транспортировка. На его строительство ушло 8 лет и 7 миллионов долларов (для сравнения: зарплата обычного рабочего, который лопатой рыл канал, осушал болотистые места и выкорчёвывал деревья, была около доллара в день). Канал решал и другие важные задачи: развитие торговли внутри США и расширение страны на Запад. Канада была под боком, если бы канал провели к озеру Онтарио на севере, то деньги из страны почти автоматически уходили бы канадцам. И потому канал начинался на востоке в Олбани (нынешняя столица штата Нью-Йорк), а последней станицей был город Баффало на западе, откуда открывался путь к озеру Эри, а оттуда – дальше на запад страны.
Карта штата Нью-Йорк. Олбани стоит на реке Гудзон, которая течёт в Нью-Йорк. Баффало находится вблизи озера Эри.
Карта разных каналов. Канал Эри расположен горизонтально (Баффало – Рочестер – Сиракузы – Олбани)
Канал торжественно открылся в 1825 году и просуществовал до 1918 года. К открытию канала было приурочено парадное шествие, или точнее – плавание, с запада на восток по всему каналу. Экипаж первого судна всю неделю, пока был в дороге, шумно гулял и веселился, чествуя приближение новой главы в истории страны. В составе первой команды был и губернатор Нью-Йорка ДеВитт Клинтон, который, проплыв из Баффало в Олбани, вошёл в реку Гудзон и приплыл в нью-йоркскую гавань. Там он торжественно вылил бочок с водной, зачерпнутой в Баффало, в бухту Нью-Йорка. Это событие получило название «свадьбы двух вод». Простые люди на берегих чествовали не меньше. Появилось много кухонной утвари, изображающей это грандиозное открытие.
Чарльз Йардни Тёрнер. Свадьба двух вод. Репродукция. 1905 г.
В 1838 году (спустя всего 13 лет после открытия) канал Эри надо было расширить почти в два раза, чтобы по нему могло пройти одновременно два судна. Изначально ширина канала была 12 метров, глубина – 1,2 метра, после расширения – ширина стала 21 метр, глубина – 2,1 метра. Масштабный инженерный проект был чудом своего времени. Надо учитывать, что Олбани на востоке расположен в низине, а Баффало на западе – на горке. Высота между Олбани и Баффало – чуть больше 200 метров. Было вордружено более 70 шлюзов и несколько акведуков (над речками, пересекавшими путь каналу), чтобы движению не препятствовали естественные преграды. Иногда несладко приходилась фермерам: если по проекту канал должен был идти по какой-то местности, где уже жили люди и вели своё фермерство, то канал строили всё равно, выплачивая честному люду компенсации.
Клинтон-сквер в 1912 г. (фото из музея канала Эри). Самое сердце сердца Сиракуз
Канал Эри превратил Сиракузы в современный город с высоко развитой экономикой. За двадцать лет канал вернул деньги, затраченные на его строительство. К 1870 году в городе функционировало 13 банков. До того как канал посторили, банки хранили добро в соляных запасах, а потом все сборы за проезд по каналу отдавались банкам. В 1870 году октрылся Сиракузский университет. Буйным цветом процветало пивоварство. Приехавшие из Германии и Ирландии иммигранты привезли свою культуру с собой: ирландский эль и немецкое пиво быстро пришлось по вкусу местному населению. В 1880 году в Сиракузах работало 40 пивоварен, за год расходилось по чревам американцев 35 млн литров этих напитков. Сиракузы производили свой собственный (и более дешёвый по сравнению с импортным) фарфор. Сиркузский фарфор приобрёл большую популярность в регионе. Собирались и продавались печатные машинки. Сиракузы первыми в регионе стали варить свечи. И варить картошку в мундирах в солью – кстати, изобрели это блюдо простые работяги в начале 1800-х, чтобы стряпать себе быстрый перекусон. А в 1919 году предприниматель из Сиракуз Джозеф Бёрнс запатентовал первый кухонный зубчатый нож (зубчатым лезвием пользовались раньше для резки стекла, но он подумал: хм, этой штукой можно ведь резать хлеб).
Всё, чем славились Сиракузы в 19 веке: фарфор, свечи, солёная картошка в мундирах, зубчатый нож, соль, только пива не видно
Более того, канал открывал новые рабочие места. Народ стекался, чтобы работать на канале. Моторов у судов ведь не было, и суда таскались на верёвках с помощью мулов, коней и быков, которых в свою очередь вели под уздцы простые мальчуганы. Этакая мелкая, стартовая должность. Бывали случаи, когда такой водитель дорастал потом до капитана собственного судна. Бакалейные лавки вдоль канала приносили живые деньги. Люди разрисовывали стены своих бакалей в яркие цвета, привлекая внимание многочисленных лодок, чтобы те останавливались и покупали добро именно у них. Конкуренция приводила к тому, что за внимание покупателя нужно было бороться. Качество товаров должно было быть на высоте. Некоторые семьи жили на лодках, рожали в них детей, и эти дети выростали, не видя другой жизни, кроме как на воде. Так всю жизнь они занимались перевозками. Поддержка канала была важнейшей задачей, обслуживание велось 24 часа в сутки. Не дай бог вода начнёт утекать через треснувший камень или стенка канала начнёт рушиться – нужен был глаз да глаз. И такая работа кормила огромное количество людей. К слову, компания «Дженерал Электрик» впервые начала свою работу на берегах канала Эри.
Разрисованная стена около музея канала Эри
Семь или восем пунктов контроля было построено вдоль канала, где суда взвешивались и платили мзду за переправу. Один такой пункт взимания сборов был в Сиракузах (тут соединились каналы Эри и Освего, в середине 19 века был этакий канальный бум на севере США). В Сиракузах здание для сбора средств (а вообще-то, взвешивающий шлюз) было построено в 1850 году, и оно единственное в своём роде сохранилось до наших дней. Сейчас тут – музей, вход в который бесплатный. Лодки подплывали, заезжали в шлюз, вода спускалась, лодка взвешивалась, после некоторых расчётов выплачивались деньги, вода набиралась вновь, и лодка плыла дальше. На одну лодку уходило до 15 минут, что довольно быстро.
Макет взвешивающего шлюза, построенного в Сиракузах в 1850 г. Лодко взвешивались и капитаны судов платили сборы за пользование каналом
Здание сохранилось по сей день. Уникальное место
Памятник юнцам, которые работали на канале, и мулам, которые таскали суда
Канал Эри был и местом паломничества для туристов (по тарифу 4 центра за 1 милю можно было покататься по каналу ). Из города в город, из конца в конец. Дорога от сих до сих занимала от 6 до 11 дней, в зависимости от погоды. Сохранилось много воспоминаний людей, путешествоваших по каналу. Многие из них восторженные, многие – отвратительные. Натаниэль Готорн, классик американского романтизма и автор романа “Алая буква”, остался недоволен поездкой постольку, поскольку она была скучной, природа неприглядной, а с людьми то и дело происходили всякого рода смешные злоключения. Итак, канал был символичен для 19 века, но при всём торжестве технологий 19 века оставалось многое, что эти технологии пока ещё не решали. Ночью стоял лютый холод, в дождь также было зябко – и если на лодке было слишком много людей (ведь не было ограничения по количеству человек на судне), то кто-то просто стоял или сидел на палубе и мок под дождём. Туалетов не было: женщины пользовались керамическими посудинами внутри, мужчины же справляли нужды прямо на палубе (точнее – за палубу). К слову, в канале нередко ловили рыбу.
Передвигаясь по каналу Эри из Баффало (источник)
Эдвард Лэмсон Хенри. Полотно “До возникновения скоростных перевозок” (источник). Одна миля путешествия по каналу стоила 4 центра (в денежном переводе 2011 г. это примерно $26.00), включено было питание. На судах люди занимались чем хотели, главное, чтобы не мешали тем, кто работал
По каналу путешествовали передвижные цирки, музеи, водевили, миссионеры. Это способствовало тому, что и в самих городах, утыканных вдоль канала Эри, открывались оперные театры, просто театры, библиотеки, церкви. В 1840 году впервые в августе в Сиракузах провели общую для всего штата летнюю ярмарку, проводят и поныне в августе.
Власти и дальше решили расширять канал. В начале 1910-х гг. поступил проект расширения канала Эри, он был одобрен, работы начались. Но канал закрылся в 1918 году, а потом просто пересох, пришёл в запустение и засыпан обычными дорогами. Новое время требовало новых скоростей. Речной транспорт больше не мог состязаться с железными дорогами на суше. Поезда были стремительнее и дешевле. Потом и поезда уступили место автомобилю, народ побежал из города в более тихие пригороды. Сиракузский фарфор был популярен до конца 1980-х гг. Соль перестали добывать уже в конце 19 века. От пресловутого пивоварства ныне остались некоторые крупные названия и старые рецепты, но этим уже не удивить современный мир. Сейчас Сиракузы живут за счёт более чем 20 000 студентов Сиракузского университета. Как частный вуз, эта школа взимает большие тарифы за учёбу, а это значит, что университет цветёт, местные риэлторы ликуют, а местные торговые лавки не имеют проблем со сбытом товаров и разного барахла. В сущности, город ничего не создаёт наново.
Известный, правда, анонимный фотоснимок 1940 года. Называется “Встреча трёх видов транспорта в долине Мохок”. Всеми ими пользуемся и сегодня
Сиракузы для меня как притча о перекуре, который плавно перерос в пенсию. Сиракузы пережили внезапный расцвет и экономический бум в 19 веке и на рубеже 19-20 веков, период относительной стабильности на протижении середины 20 века – и ушли на покой вскоре после Второй мировой войны. Забальзамировались. Застыли в трепетном молчании со взором, обращённым на ту историю, которая сделала из этой неприглядной деревушки в 19 веке современный город, двенадцатый по численности населения в Штатах. Сиракузы сверкают ярко в призме собственного прошлого, золотые страницы которого позади. Всё это и многое-многое я узнал в крохотном, как мне казалось, музее, посвящённом каналу Эри.
Берегите себя и своих близких.
По теме:
- Кто назвал Сиракузы Сиракузами (17-сент-2017)
- Брови Дульсинеи (19-июл-2017)
Разные типы судов — пассажирские и грузовые
В музее (1)
В музее (2)
В музее (3)
В музее (4). Банковская комната
В музее (5). Комната сотрудника, который взвешивал суда (weighmaster)
В музее (6). Чемодачик в комнате взвешивателя судов
В музее (7). Взвешиватель судов за рабочим столом
В музее (8). Лодка
В музее (9). В лодке
В музее (10). Внутри лодки. Места для сна
В музее (11). В лодке
В музее (12). Сундучок с пожитками и тоскливым письмом одной сударыни своему брату в Германию
В музее (13). Мальчик, который ловит рыбу во время прогулки на воде
В музее (14). Второй этаж экспозиции. Торговые лавки в Сиракузах в 19 веке
В музее (15). Второй этаж экспозиции. Торговые лавки в Сиракузах в 19 веке
В музее (16). Красная гаргара — стиральная машина
В музее (17). Второй этаж. Как и чем резали камень
В музее (18). Второй этаж. Форфор
Сад около музея. Место, где меня пробил могильный холлод и волосы на затылке стали дыбом. Странные ощущения
Везде в зданиях в Штатах кондицинеры работают, как холодильники. Ношу с собой пледик