Скакалка на кухне

Две недели после начала учёбы прошли быстрее, чем думалось. Во втором семестре нас завалили чтением настолько, что порой хочется поскулить. При всём при том, что я умудряюсь предаваться лени и потом сокрушаться по этому поводу, я полагаю, что для моего обучения такие объёмы непродуктивны. К предыдущему материалу мы возвращаемся лишь касательно, а это значит, что всё, что изучено и прочитано на прошлой неделе, к началу будущей недели имеет в памяти лишь матовые óтблески. Хотя трепетно и страшно подумать, что через три месяца этот семестр уже закончится. Нет, отдыха не будет. В июне и июле у нас будут два обязательных онлайн-курса, так что работать над предметами надо ещё полгода.

УЧЕБНОЕ

Не все предметы в этот раз одинаково захватывающие. Так, например, вторая часть педагогического дизайна призвана показать нам глобальную картину сией дисциплины, и потому мы смотрим на модели педдизайна. В конце семестра должны будем представить собственную модель, суть чего я пока так и не понял. Но как только пойму, сразу же поделюсь изысканиями.

Радует при этом испанский. Эндрю в этом семестре преподаёт на порядок выше (что произошло за 5 недель каникул, даже не берусь предположить), чем в предыдущем семестре, и его занятия интересные и практичные. Ни один студент из прошлой группы не пришёл учиться в этом семестре с Эндрю. Я их понимаю. Но перемены налицо. На уроках наконец-то студенты говорят. Не буду приписывать себе ничего, но я помню, как он задал вопрос на первом занятии, и все ребята, как всегда, боялись что-либо сказать. Я поднял руку и уверенно, хоть и с ошибками, ответил, как умел. Он задал следующий вопрос, и уже поднялось две руки «из зала». Следующий вопрос – и снова потянулись руки. Просто иногда надо поставить себя первым под удар, всё-таки детям там по 18-19 лет, они вчера ещё в школе сидели, и дискомфорт, который неизбежен на первом групповом занятии, унять крайне сложно: все ведь присматриваются друг к другу, всем же ж интересно, как их воспримут. В общем, после семи уроков могу сказать, что половина учащихся из 20 студентов старается говорить активно, вовлечённо. В этот раз Эндрю не проводит странных игр, которые скорее смущали в прошлом семестре, чем помогали в учёбе (например, рисовать бар с блюдами или играть в мячик). Недавно играли в а-ля крестики-нолики. Надо было переводить короткие предложения с правильным употреблением глагола «быть» (их два в испанском, нельзя путать). Правильный ответ – крестик или нолик, три правильных – соответственно, победил. Каждая победа открывала букву в главноем зашифрованном слове. Не суть. Суть в том, что, налюдая за студентами, я видел их вовлечённость и какую-то просто радость. Им было интересно. Он стал заставлять нас делать упражнения на говорение в парах. Как минимум, три таких упражнения есть каждый урок.

На учебниках удалось сэкономить: все они были из 1990-х, что меня поначалу очень удивило и растроило. Неужели, думал я, и в США я должен учиться ещё по учебникам 20-летней давности? Впрочем, это было спешное умозаключение, ведь психология людей не меняется, нет разницы, в каком году читать про фазы решения тех или иных проблем. Так вот эти «старые» учебники либо доступны онлайн, либо были в библиотеке (их загодя благополучно отсканировал). Единственная растрата пришлась на учебник испанского ($145.00), ведь к учебнику прилагается код пользования Интернет-ресурсом с домашними заданиями, и это крайне важный аспект.

Есть один предмет один раз в месяц – всю субботу с 08:30 до 15:30 с часовым перерывом на обед. Это курс по анализу проблемной среды (фронтальный анализ, front-end analysis), который мне очень нравится постольку, поскольку такой анализ позволяет выявить, нужно ли вообще педагогическое внедрение. Порой проблемы с производительностью труда (у студентов, у преподавателей, в бизнесе, на производстве) лежат далеко не в том, что люди не знают, как и что делать – как учиться, как преподавать, как подходить к решению производственных задач, а в вещах другого толка: некомфортные условия труда, прессинг начальства, нездоровая атмосфера среди коллег, наказания (типа: ага, сделал задание раньше, получи ещё одно вдобавок) или игнорирование плохой исполнительности (не сделал задание, ничего тебе за это не будет). Обычно к педдизайнерам обращается начальник компании или производства с просьбой научить его сотрудников работать, и первое, что делает любой педдизайнер, – изучает условия, делает фронтальный анализ среды. Классический пример был в одной корпорации, где производили детали для чего-то там: много сотрудников повреждало глаза, т.к. не надевало защитные очки на работе. Оказалось, что (а) освещение и (б) неудобство очков (очки запотевали за 10 минут) приводило к тому, что сотрудники не хотели пользоваться ими, и отсюда многочисленные травмы, но вовсе не в том, что они не знали, когда и как пользоваться этими очками. Тиффани Козалка в первом семестре заверяла нас, что по её опыту 60% таких обращений за педдизайном никак не было связано с тем, что людям нужен тренинг или обучение, но с тем, что есть другие факторы, которые сдерживают производительность (по-английски немного забавная фраза – human performance, букв. «человеческая исполнительность/ работоспособность»). Нам же надо узнать приёмы для анализа среды и их уместность в каждом отдельном случае (интервью, опросники, полевые работы и проч.).

Есть у нас полностью предмет онлайн – стратегии проектного менеджмента в образовании, на мой взгляд, самый практичный курс из всех, что нам тут доселе предлагали. Проект – это временный, но вполне законченный кусок работы с определёнными датами начала и конца этой работы, чаще всего с изначально обозначенными ресурсами (время, деньги, команда). Как только цель проекта достигнута, проект считается законченным. Например, любой тренинг можно рассматривать как проект: в нём участвуют не только студенты, но и преподаватели и составители программы. Приготовление еды на свадьбу можно рассматривать как проект – он конечный (есть крайние сроки), есть исчерпаемые ресурсы, есть команда. Тот, кто руководит проектом, является проектным менеджером, он тоже должен обладать миллионом качеств. Короче. Суть в том, что у нас будет проект, где в группах нужно будет составить план проектного менеджмента для заданной ситуации (педагогическое внедрение). Пока что мне нравится всё, что мы делаем, это очень грамотно составленный онлайн-курс, честно говоря, лучшего онлайн-курса пока что не видел в жизни. Ведёт его Тиффани Козалка (ну, сам Бог велел ей сделать нечто замечательное).

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Иду я с очередного испанского в библиотеку, сзади доносится запыхавшееся «Юриии! Стой!» Оборачиваюсь: за мной бежит с языком на плече одноклассница. «Откуда у тебя эта шапка?» — спрашивает она про мою чуйо, подаренную Памелой. «Из Перу», — отвечаю. «Классно! У меня есть точно такая же! Сразу подумала, что оттуда», — продолжила Эби. «Правда, я там не был, мне подарила соседка по квартире», — говорю. «Аа, ясно. А я ж была просто в городе Куско в Перу полтора месяца, занималась там одним проектом. Купила себе такую шапку. У меня тогда был довольно неплохой разговорный испанский, но уже всё забыла», — комментировала Эби. «Круто, я бы хотел попасть в Куско, и в Мачу-Пикчу, и все дела». «Да, здорово, мне очень понравилось! Ну ладно, у меня урок, я понесусь. Пока!» — «Хороших выходных!» — «Спасибо!» К слову, Эндрю-преподаватель добавил меня (а также Памелу и Пилар, которых приводил в прошлом семестре к нам на испанский) в друзья на Фейсбуке. Как замечательно.

Всё это к чему? К тому, что мне нельзя жаловаться на то, что у меня немного общения с американцами. Оно есть. Конечно, мне не хватает глубины и погружения, какое есть с моими друзьями, но ко мне в целом хорошо относятся, со мной общаются. Общее наблюдение: ну не интересно американцам общаться с международными студентами. Да, на словах – мультикультурализм и воздушные шарики в руках, но на деле не всегда так. И это нормально для этой культуры, у меня лично никаких претензий нет. В этом смысле интересно признание девочки из Косово, Анемоны (которая берёт в этом семестре два предмета с моей специальности): в прошлом семестре у них был предмет «Социология и антропология образования» с замечательнейшей преподавательницей. Предмет был о том, как важно быть открытым к другим культурам, интегрировать всех и вся – студентов из других стран, студентов с другими взглядами, убеждениями, сексуальными предпочтениями, религиями, культурным багажом. «И так иронично, — говорит Анемона, — что на таком предмете, вещающем о пользе включения всех и вся студенты-американцы никогда не вступали в общение со студетами-международниками. Мы и сидели порознь в классе, и проекты мы делали порознь: мы сами себе, а американцы сами себе». Забавное, но очень показательное наблюдение.

Наша Тиффани показывает характер даже в своём онлайн-предмете. В описании курса написано, что команды будут «назначаться» ею. Я нашёл себе команду, мы обсудили, как и что будем делать, поскольку в онлайн-предметах у тебя есть крайний срок, а всю работу ты делаешь тогда, когда тебе удобно – постепенно или в последние минуты. Но меня смутило эта идея «назначения». Пишу Тиффани: «Могу я сам выбрать себе команду?» Тиффани отвечает: «Как и написано в описании курса, когда будет вторая дискуссия, тогда мы это и обсудим». У меня аж закипела кровь: ну как тебе не стыдно так общаться со студентами? Прямо как в Беларуси. Хотя она большой молодец и трудоголик, и при всём при том я её бесконечно уважаю.

На мой 27-й день рождения получил торт. Нежданно-негаданно. Спускаюсь по лестнице на первый этаж, чтобы пойти пообедать с подругами, а внизу стоит Памела и Пилар (девочка из Испании), вручают мне торт и поздравляют с днём рождения. Я был так тронут от неожиданности, что остолбенел на секунду, потом спохватился – врезал два бусяка Пилар (в Испнаии принято дважды целовать в щёчку при встрече), потом приобнял Памелу. Говорю: “Круто. Ну, пошлите теперь поедим”. Пилар была чуток с похмелья, попросила чай. Посидели, поговорили, Пилар с Памелой перешли на испанский, и я сидел только через слово понимал, что они говорят. Когда обедали, пришла Аюна из России, подарила коробку английских конфет с бразильским фундуком. Здорово, приятно, чувственно.

день рождения

Подарок Кати, Пилар и Памелы — именной торт

день рождения 5 тортик

Тортик

день рождения 4 тортик

Памела ещё подарила а-ля флажок с Дартом Вейдером и символикой Сиракузского университета

день рождения 2

Режу торт

день рождения 3 Аюна

Аюна подарила конфеты

все что осталось после подарка Аюны

Но от конфет остался только бантик

Screenshot_2016-01-25-07-44-17

Самый обалденный и неожиданный кусочек внимания в Фейсбуке

На днях в ванной комнате произошло ЧП. В 7 утра я принял душ, в 10 утра ко мне прилетела шокированная Памела с возгласом: «В ванне – грязь!» Я ей: «Что за грязь?» Она: «Не полу какая-то грязь». Я попросил её успокоиться и не придал значения. Через два часа пошёл по делам в ванную и понял, что она имела в виду: на полу не грязь, но точечные пятна из .. какашек. Как будто кто-то не закончил процесс, встал и пошёл. У меня отвисла челюсть. Я знаю, что ни я, ни Памела, ни Ахмед такого не могли сделать. Оставался только наш чернокожий сосед Оби. Но у Оби свой туалет в комнате, хотя мы давно с Памелой заметили, что по тяжёлой нужде Оби ходит в наш туалет. Памела написала общую смс-ку, мол, ребята, это отвратительно, уберите за собой. Ахмед и я отписались, что мы ни при чём, Оби промолчал. Потом Памела в коридоре что-то делала, Оби вышел и спросил: «А что не так? Что случилось?» Памела глянула на него и истерично хихикнула: «Ну как тебе сказать? Не знаю, посмотри там на полу». Из комнаты слышу, что Оби посмотрел, повосклицал чуток, а потом убрал. Потому что явно ни я, ни Памела, ни Ахмед не притрагивались к чужому добру. Вопрос: неужли сразу за собой нельзя было убрать? У меня только одна просьба к Мирозданию: пожалуйста, дай мне сил не обобщать опыт жизни под одной крышей с Оби на всех чёрных людей. Ну мы люди слабенькие: в каждом контексте мы представляем для кого-то всю нашу культуру. Для американцев, с которыми общаюсь, я представляю совокупный образ белоруса. Ну такие вот изначальные настройки в мозгу. Тяжело, очень тяжело противостоять.

ВРАЧЕВАЛЬНОЕ

Гайморит свой я убил на время, но герпес уже четвёртую неделю ютится на уголке рта. Болит и не уходит, несмотря ни на что. Позвонил узнать, сколько стоит здесь в Сиракузах простая чистка зубов — $70.00 (интересно, что значит «непростая»?). Однако к чистке врач должен допустить: сделать какие-то снимки, поверить рот и всё такое, а это $210.00 (у меня нет зубной страховки, поэтому такие цифры). Но стоматолог нужен, а ближайшся запись – 22 февраля. Стоматология стоит нереальных денег. Знакомая Аюны, девочки из России, с которой я учился в Берии 5 лет назад, делала себе чистку зубного канала, так уж вышло, что всё болело ей, и заплатила та девочка $2000. Впрочем, не только стоматология странна. Если нет страховки, можно совсем растратиться. Аюна обнаружила у себя аллергию на креветки. Обнаружила, когда съела креветки. Всё воспалилось, горло вздулось, она полетела в отдел скорой помощи. Вошла туда, её посадили в кресло, потом пришел врач, посмотрел её. Недавно ей пришёл счёт: $750.00 за «пользование» скорой помощью и $200.00 за консультацию врача. Будем надееться, что документы на страховку (Aetna), которые Аюна отослала в больницу, подойдут, и ничего не придётся платить. Вы ещё не смотрели фильм «Здравозахоронение»?.. Вспомнился мне он что-то…

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

На прошлой неделе пишет мне брат, мол, а какая у тебя вообще стипендия. Улыбнулся, потому что не может быть, чтобы я ему этого не говорил. Но раз ему так интересно, то наверняка интересно всем другим, а в этом нет никакого секрета. Мне платят $1500 в месяц, из которых $650 уходит на жильё с коммунальными. Из оставшихся $850 на жизнь большая часть денег уходит на еду. В любом виде: в забегаловке, дома, в кафе и т.п. В декабре и январе вёл подсчёт, получается, что в декабре на еду ушло $510, а в январе — $430). Остальное – это книги, таблетки и капли для носа были, ботинки, стрижка, автобус, кино, отправить открытки, купить ручки. В общем, ничего я себе сверх не позволяю. В свободном остатке денег тоже не остаётся. Поэтому если кто-то думал, что я тут с песнями-плясками живу, то совсем нет.

Посмотрел я и на стоимость учёбы. Моя программа подразумевает 10 предметов. Каждый предмет стоит $4164. В Беларуси, пожалуй, иностранцы столько платят за учёбу за весь год, а здесь только один предмет такой дорогой. Т.е. $41 640 в год только на предметы. А ведь есть разного рода сборы и поборы (типа медстраховки, организационные сборы), нужно платить за жильё и питание. В общем, поучиться один год на моей специальности в Сиракузах простому смертному со всеми расходами обойдётся в районе $60 000. Сколько из этого плачу я лично? Ничего. В меня поверили вуз и спонсор. Что ж, надеюсь, эта сторона вопроса освещена сполна. Главное – после этой программы применить себя, устроиться хорошо, найти свою нишу. Тут на кафедре вот хвалятся, что нынешняя министр образования Индонезии в середине 2000-х годов училась на нашей специальности, а сейчас реформирует образование в Индонезии. Хороший, очень хороший пример для подражания.

стоимость учебы в Сиракузах

Стоимость учёбы в моей учётной страничке в системе университета

ПОЭТИЧЕСКОЕ

На каникулах откопал стихотворение великого и гениального испанского поэта Гонгоры (Луис де Гóнгора-и-Аргóте, 1561-1627). Его ассоциативность, сравнения, образность речи меня пленяют, и вот наконец могу посмотреть на него в оригинале. Памела в целом меня ошарашила, когда, прочитав пьесу «Жизнь есть сон» испанца Кальдерона (17 век), сказала, что язык почти не изменился. Дайте мне Статут ВКЛ, и я вряд ли там что-то пойму. У испанцев есть преимущество. Концептуально сонет (1584) о том, что стоит опасаться соблазна любви и плотских утех, ведь любовь – это яд, это муки Тантала: желаемое рядом, но до него всё равно не дотянуться, будешь обманут своими же химерами (перевод очень близок к оригиналу):

Зовущих уст, которых слаще нет,
Их влаги, окаймлённой жемчугами,
Пьянящей, как нектар, что за пирами
Юпитеру подносит Ганимед,
Страшитесь, если мил вам белый свет:
Точно змея меж яркими цветами,
Таится между алыми губами
Любовь, чей яд – источник многих бед.
Огонь пурпурных роз, благоуханье
Их бисерной росы, что будто пала
С сосков самой Авроры – всё обман;
Не розы это, нет, – плоды Тантала,
Они нам дарят, распалив желанье,
Лишь горький яд, лишь тягостный дурман.
(пер. Владимира Резниченко)
La dulce boca que a gustar convida
un humor entre perlas distilado,
y a no invidiar aquel licor sagrado
que a Júpiter ministra el garzón de Ida,
amantes, no toquéis si queréis vida,
porque entre un labio y otro colorado
Amor está, de su veneno armado,
cual entre flor y flor sierpe escondida.
No os engañen las rosas, que a la Aurora
diréis que, aljofaradas y olorosas,
se le cayeron del purpúreo seno;
manzanas son de Tántalo y no rosas,
que después huyen del que incitan ahora,
y sólo del Amor queda el veneno.

Другой кусочек поэзии – от поп-певицы Кайли Миноуг. Мне она очень нравится. Пару лет назад у неё был рак груди, с которым она успешно поборолась. Песня ниже «Into the Blue» — букв. «В сизую дымку / В неизвестность» (от января 2014).  Вышла как раз примерно после её выздоровления. О свободе духа, тела, жизни вообще. Она поёт в припеве с очень двойственным смыслом: «Когда меня прижимают к стенке, / Мне не нужен спаситель, / Потому что я не жду никакого чуда. / И сегодня я свободно несусь / В сизую дымку. / Мне нечего терять». Настолько красивые ритмы, красивая Кайли; ревнителям морали и прочих нравов к просмотру не рекомендуется. Несмотря на все сексуальные овертоны её творчества, она какая-то другая, какая-то космическая автралийка с совершенно межгалактическими песнями. Хотя очень простыми. Эта песня как заметка самому себе о том, что прошлое есть сила, а не недостаток, и настоящее есть наш сознательный выбор. В этой песне она поёт следующее: «На лице – вынужденная улыбка. / Дорога, которую я сама себе проложила, приведёт к одиночеству. / Даже ангелу не под силу избежать немилости, / Если она (sic) откажется от тех поступков, которые делают её праведной. / Но пока что я здесь, крепко-накрепко привязанная к тому, что оставила в прошлом. / Мне всё равно, весь ли мир у моих ног, / Всё, что я знаю, это следующее [припев]. Я не стыжусь своих ошибок. / Несмотря на все холода, мой огонь не погас. / Воспоминания, которые мне не под силу стереть из памяти, / Всегда напоминают о том, что я в бесконечном пути».

Kylie Minogue “Into the Blue”

Берегите себя и своих близких.

памела ла ла

Памела позирует

еда еда из волмарта

 Моя корзинка в “Волмарте” — $118.00 (на 2-3 недели)

едем с покупками из волмарта

Американка Кэтрин везёт нас домой из “Волмарта”. В тесноте да не в обиде

Скакалка на кухне: 3 комментария

  1. Классная статья! Спасибо за трактовку проектной д-ти. Очень четко и академически доступно. Очень сожалею, что не совпал период моей работы с твоей учебой в Сиракузах. Сколько невероятно интересного можно было бы добавить к тому, что я презентовала своим ученикам (разумеется со ссылкой ЮРИЙ ПАВЛОВ).
    Очень рада за твой испанский! И за любовь и уважение твоих друзей! Речь о твоем НВ. Ну а поздравление от Литвина просто космос. Просто супердостижение! ОООчень рада за тебя!
    Спасибо за жизненные наблюдения! Успехов тебе!

Добавить комментарий для Юрий Павлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.