В зеркале отражается Эдип

В субботу 12 ноября 2016 года Корнелльский университет в городе Итака (45 минут езды на машине от Сиракуз) ставил пьесу Софокла «Царь Эдип». Я считаю эту пьесу самой знаковой для европейской культуры. Аристотель считал её идеальнейшим воплощением трагедии. Фрейд использовал этот миф, объясняя эдипов комплекс – желание маленького сына убить своего отца и спать с матерью. В истории Эдипа много вариаций, и «Царь Эдип» Софокла – лишь одна из версий. Корнелльская постановка была изумительна, ни в чём не отходила от классического текста Софокла, и это я нахожу поразительным.

Ровно три года назад именно в Эдипе я рассматривал под микроскопом утешающий меня психологический конструкт – хюбрис. Это такая черта характера (высокомерие, дерзновенность, гордыня), которая ослепляет человека и ведёт его на верную погибель. В конце 2011 – начале 2012 гг. я был слишком самодоволен и самодостаточен. Казалось, весь мир у моих ног: последний курс университета, отличная работа, вот-вот получу водительские права, молодость бурлит и брызжет уверенность в том, что нравлюсь людям. Для того, чтобы менять остановить, Вселенная дала мне для общения человека с более сильной энергетикой, меня сломавшей. Сломался я лет этак на три – и до сих с содроганием вспоминаю свою затяжную депрессию с антидепрессантами и поисками собственного «я». В то же время этот надлом подарил мне вегетарианство и Йогу – две идеи/дисциплины, в которые до сих пор верую как в истину (хоть и пришлось отказаться от вегетарианства в прошлом году). Эти практики были способом восстановить разум в самом себе и найти примирение с самим собой. Так что же такого в этом Эдипе?

По мифу, Эдип для самого себя – сирота, не знающий своей родословной. Зато он умён и смекалист, он единственный спас Фивы от монстра Сфинкса, разгадав её загадку (кто утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх? – человек). Между тем мы-то знаем, что его родители – фиванский царь Лай и его жена Иокаста – получили пророчество, что их будущий сын убьёт отца и женится на матери. Опасаясь такого зловещего предзнаменования, Лай и Иокаста прокалывают ноги младенцу и велят одному пастуху сбросить его с горы. Но малютку с перебитыми ножками пастух отдал другому пастуху в лесу, а тот передал его в руки Полибу, бездетному царю города Коринфа. Полиб дал мальчику имя «Эдип» (Oidípous), означающее «вспухшие ноги». Полиб с женой Меропой взрастили Эдипа как родного сына. Таким образом, судьба Лая и Иокасты не была отменена, а лишь отсрочена во времени. В древнегреческом мировоззрении судьба считалась непреодолимой, как бы ты ни пытался от неё убежать. Такова предыстория, а о чём же пьеса Софокла?

 

Часть 1: Сюжет

Пьеса «Царь Эдип» (древнегреч. Oidipous Tyrannos) начинается с того, что в Фивах свирепствует необъяснимая эпидемия, и жрец просит царя Эдипа спасти город, так же как он уже некогда спас его от полульвицы-полудевы Сфинкса. Вокруг отчаяние, потому что грядёт неминуемая гибель всему живому:

Наш город, сам ты видишь, потрясен
Ужасной бурей и главы не в силах
Из бездны волн кровавых приподнять.
Зачахли в почве молодые всходы,
Зачах и скот; и дети умирают
В утробах матерей. Бог-огненосец —
Смертельный мор — постиг и мучит город.
Пустеет Кадмов дом, Аид же мрачный
Опять тоской и воплями богат.
(здесь и далее перевод Сергея Шервинского, 1892–1991)

Оракул сообщил, что для спасения города надо отыскать убийцу предыдущего царя Лая. Эдип с готовностью принимает вызов, не подозревая ещё, что именно он и есть убийца: «И вот теперь я — и поборник бога [Аполлона – Ю.П.], / И мститель за умершего царя».Помочь в расследовании призван слепой старец Тиресий – экстрасенс, который кочует из одной древнегреческой пьесы в другую. Тиресий терзается и не хочет ничего говорить прилюдно, просит, чтобы его отпустили и чтобы Эдип не копался так глубоко в этом прошлом: «Ни звука не прибавлю. Волен ты / Пылать теперь хоть самым ярым гневом». Эдип обвиняет Тиресия в измене родине и даже в том, что Тиресий – соучастник убийства царя Лая. Тиресий больше не в силах молчать и бросает в лицо Эдипу: «Страны безбожный осквернитель — ты!» Эдип ещё больше рассвирепел и предупредил Тиресия о том, что ему придется ответить за лживые обвинения. Тиресий отвечает, что на его стороне Аполлон, то есть сама истина, и предрекает: «Зришь ныне свет — но будешь видеть мрак». Эдип объявляет Тиресия безумцем и прогоняет вон. Тиресий же двусмысленно говорит: «По-твоему, безумец я? Меж тем / Родителям твоим казался мудрым». Эдип взволнован этими словами, но так и не может понять, о ком именно говорил старец.

Эдип подозревает в убийстве Лая шурина, брата его жены Иокасты, – Креонта. Когда Креонт пришёл поговорить обо всём с Эдипом, Эдип предъявляет тому свои обвинения, рассуждая, что Тиресий в сговоре с Креонтом, ведь если бы Эдип и правда был убийцей Лая, то Тиресий бы давно об этом всем сказал много лет назад. Эдип хочет либо изгнать Креонта, либо убить его. Креонт же предлагает Эдипу самому пойти к оракулу и всё разузнать из первых уст. Эдип непреклонен и чувствует, что это заговор против него. Иокаста, его жена (а вообще-то, мать – только Эдип пока об этом не знает) пытается успокоить его и рассказывает стародавнюю историю:

Был Лаю божий глас, — сама не знаю,
От Феба ли, но чрез его жрецов, —
Что совершится рок — и Лай погибнет
От нашего с ним сына, а меж тем,
По слуху, от разбойников безвестных
Он пал на перекрёстке трёх дорог.
Младенцу ж от рожденья в третий день
Отец связал лодыжки и велел
На недоступную скалу забросить.
Так Аполлон вещанья не исполнил,
Не стал отцеубийцей сын, погиб
Лай не от сына, а всю жизнь боялся!

Эдип потрясён, он начитает выспрашивать Иокасту о трёх дорогах, о внешности Лая, о его спутниках на тех трёх дорогах, о давности убийства. Каждый ответ Иокасты врезался Эдипу в сердце, ведь он стал сопоставлять факты и понял, что провидец Тиресий скорее всего прав: убийцей Лая является сам Эдип. Он в свою очередь рассказывает Иокасте, что в Коринфе однажды пустили слух, что Полиб и Меропа не являются настоящими родителями Эдипа, и что он лично пошёл узнать правду у Аполлона:

… Но не удостоил
Меня ответом Аполлон, лишь много
Предрёк мне бед, и ужаса, и горя:
Что суждено мне с матерью сойтись,
Родить детей, что будут мерзки людям,
И стать отца родимого убийцей.
Вещанью вняв, решил я: пусть Коринф
Мне будет дальше звёзд, — и я бежал
Туда, где не пришлось бы мне увидеть,
Как совершится мой постыдный рок.

Эдип решил уйти далеко-далеко, и вот на перекрёстке трёх дорог ему встретилась повозка, оттуда появились возница и старик и стали сгонять Эдипа с дороги. Завязалась драка, Эдип вынужден был защищаться: «Старик, моей дубиной поражённый, / Упал, свалившись наземь, из повозки. / И всех я умертвил». Выжил тогда только пастух Лая, бежавший с места убийства. Эдип, обагрённый кровью, пошёл прочь куда глаза глядят.Иокаста, выслушав историю, всё же отказывалась верить в то, что её сын (и вот ныне муж) убил Лая, ведь она помнит, что сын-то был убит в детстве. Поэтому пророчество не сбылось, и вообще жизнь – это случай, никакой судьбы не сущесвтует.

Тем временем в Фивы из Коринфа прибывает вестник, сообщающий, что царь Коринфа Полиб умер от старости, и народ Коринфа просить Эдипа взойти на престол. На какое-то время Эдип и Иокаста чувствуют облегчение, ведь Полиб умер своей смертью, а значит, пророчество было ошибочным. И тем не менее, душа Эдипа терзается сомнениями: ведь мать Меропа жива, а значит, есть опасность вступить с ней в брак. Эдип не намерен возвращаться в Коринф ни за какие коврижки. Вестник тогда сообщает Эдипу, что Полиб и Меропа не его биологические родители, а что давным-давно пастух фиванского царя Лая отдал мальчика с проколотыми ножками в лесу в горном ущелье в руки этому вестнику, а уже вестник отдал младенца коринфскому царю Полибу на воспитание.

В полном изумлении Эдип просит найти того самого пастуха Лая и обо всём у того расспросить. Его жена (и мать) Иокаста заклинает остановиться и больше ничего не узнавать (она-то уже всё поняла), но Эдипа не остановить: он должен знать правду, ведь она находится почти что в его руках. Пастух Лая найден и доставлен к дому Эдипа на допрос, в результате которого открывается вся правда: страшась пророчества об убийстве Лая, его жена Иокаста отдала сына-младенца пастуху и велела его умертвить, но пастух сжалился над ним и отдал другому пастуху. Эдип сокрушается такой судьбе и осознаёт, что его нынешняя жена Иокаста – это его собственная мать, с которой он уже много лет разделяет ложе и имеет собственных детей.

Иокаста в отчаянии покончила жизнь самоубийством в собственной спальне: «… повесилась царица — / Качается в кручёной петле». Эдип метался по дому, требовал меча, а потом, выломав двери спальни, ворвался в комнату и увидел труп жены-матери. И тогда он,

Её увидя вдруг, завыл от горя,
Верёвку раскрутил он — и упала
Злосчастная. Потом — ужасно молвить! —
С её одежды царственной сорвав
Наплечную застёжку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
Ни мук его, ни им свершённых зол, —
Очам, привыкшим видеть лик запретный
И не узнавшим милого лица.
Так мучаясь, не раз, а много раз
Он поражал глазницы, и из глаз
Не каплями на бороду его
Стекала кровь — багрово-чёрный ливень
Её сплошным потоком орошал.

Эдип обвиняет самого себя в такой судьбе и просит, чтобы его поскорее увели из Фив или убили—ведь этого требует Аполлон, чтобы избавить Фивы от мора. Он признаёт, что виноват перед биологическими отцом и матерью и что было бы лучше, если б он погиб ещё тогда в далёком детстве. Ведь своей жизнью он принёс несчастья и родителям, и всем Фивам. Напоследок Эдип прощается с собственными дочерьми и предчувствует, что они останутся безмужними и презираемыми: «Отец убил отца; он мать любил, / Родившую его, и от неё / Вас породил, сам ею же зачатый… / Так будут вас порочить… Кто же вас / Присватает? Такого не найдётся. /Безбрачными увянете, сироты». Он просит Креонта, брата Иокасты, позаботиться о его дочерях. На этом трагедия Софокла заканчивается.

 

Часть 2. Анализ

В пьесе обрабатываются две фундаментальные темы – нежелание видеть правду и ограниченность свободной воли. Как ни пытается Эдип избежать своей судьбы и как ни пытаются Лай и Иокаста избежать своей судьбы, всё равно обстоятельства складываются так, как их предвестил оракул. Мощь богов и знания пророков неумолимы, судьба неизбежна. Обсуждая все детали пророчеств, Иокаста и Эдип в разговоре с вестником обосновывают то, почему Эдип невиновен, а Иокаста вообще заявляет, что всем управляет случай и что жить надо так, будто не будет завтрашнего дня. Единственное сомнение – это интуиция Эдипа, но он боится этой интуиции, он и желает знать правду, и сознательно бежит от неё.

Зрение и способность видеть тесно связаны со слепотой. Слепой Тиресий видит истину, но прозорливый Эдип слеп к истине о своей собственной судьбе. Тиресий – это и трагедия признания: к пророчествам обращаются как к истине только постфактум, не сразу. В следующей пьесе Софокла «Эдип в Колоне» слепой Эдип обретёт некоторые узкие пророческие способности. У человека есть способности к знаниям, но даже умнейший из людей всё равно иногда ошибается. Видящий в метафорическом смысле слеп, а слепой в метафорическом смысле и есть самый зрячий. Истина в конце концов ослепляет – и метафорически, и физически (как в случае с Эдипом).

У Эдипа в детстве были проколоты щиколотки – символ самой связанности его судьбы, того, что уже с рождения Аполлон определил его дальнейший ужасный рок. Раны от связанных ног остались у Эдипа на всю жизнь – сама метка его отсроченной судьбы. Подойдя к перекрёстку трёх дорог, Эдип в своей юности подошёл к выбору судьбы: там-то у него ещё был выбор, но он всё равно выбрал путь, предречённый божеством. Перекрёсток все равно символизирует судьбу, а не выбор или свободу.

Эдип, наконец, исполнен хюбриса – сверхуверенности в себе. В одном эпизоде хор вопрошает у богов ответа на вопрос о убийстве Лая, но к хору выходит Эдип и сам предлагает ответить на вопросы, то есть в некотором смысле берёт на себя роль богов. Хору это не очень-то нравится, но Эдип слишком самодостаточен в понимании поступков людей, он не принимает и отвергает откровения богов. То есть он по собственной воле остаётся слеп к истине, что начинает вести его к собственному падению. Тиресий говорит ему правду в лоб, но всё, что делает Эдип, – это нападает на старца и объявляет его соучастником преступления. Выводы не соотносятся с фактами.

Точно так же Иокаста: она считает, что Лая не мог убить его сын, так как сына убили в детстве. А если это так, то пророчества – это ложь и небылицы. Она попросту советует Эдипу идти в покои, отдохнуть и не задаваться дурацкими вопросами – ведёт себя, как самая настоящая мамочка, пытаясь успокоить расстроенное дитя. Она тоже не знает фактов. Для Эдипа же детали всей картины пока что не складываются. В итоге Эдип, который легко справляется с разного рода загадками, превращает свою жизнь в загадку и усердно пытается её разгадать. Сам поиск ответов – это жажда знать реальность и тем самым контролировать её. Разгадка оказалась губительна. Эдип олицетворяет собой человеческую дилемму: в один момент человек всезнающ и могуществен, но в другой он уязвим и беспомощен. Эдипа знали как умного царя, спасшего город от напасти в виде Сфинкса, но теперь его имя очернено инцестуальной связью с матерью.

Креонт, который уверял Эдипа, что ему не нужна власть в начале пьесы, в конце охотно забирает власть в свои руки. Когда слепой Эдип просит изгнания, Креонт отвечает, что уже проконсультировался с оракулом по этому поводу и именно так и поступит. Креонт также привёл дочерей Эдипа на сцену, предвидя заранее, что Эдип захочет с ними попрощаться. То есть одна гордыня наказана (Эдип), но на её смену приходит другая (Креонт). Люди обречены на страдание, ведь чужой опыт мало чему учит другого человека.

Само ослепление очень символично. В своём безумии Эдип может взять под контроль душевную боль только с помощью боли физической. Он признаёт, что был слеп относительно себя самого, ослепление – акт возвращения от сверхуверенности назад к скромности, признание всесилия судьбы. Это ещё и в о-о-о-очень метафорическом смысле кастрация за инцест.

Если уж совсем упростить, то я бы предположил, что история Эдипа – это дерзкая и высокомерная попытка человеком найти корень зла и проблем извне, в то время как проблема – это ты сам. Это ещё и нежелание видеть правду, когда она выходит на поверхность. Цена такого примирения за духовную слепоту – раскаяние за ошибки жизни, совершённые неосознанно. В некотором роде мы игрушка в руках Судьбы, но, признавая себя проблемой своих несчастий и преодолевая высокомерие, человек очищается, видит истинные причины-следствия и наполняется мудростью.

Берегите себя и своих близких.

В зеркале отражается Эдип: 4 комментария

  1. За что его так?
    В детстве ноги прокололи, потом еще наказали за то, чего сам не осознавал.
    В итоге он виноват в том, что не слушался внутреннего голоса?

    • Обычно в древнегрческих мифах три причины: 1) миазма, 2) хюбрис, 3) нарушение божественного порядка. Миазма — это облако грязи за преступление, могло прицепиться к хорошему человеку, и тогда на хорошего человека сваливались беды. Миазма передавалась по наследству от родителей к детям, пока род не вымрет (и тогда надо копаться в родословной). Хюбрис — это надменность и представление о себе как о равному богам, это плохо кончалось для того, кто себя так вёл (у Эдипа это есть). Наконец, бывает, что поведение нарушет порядки, и сие злит богов. Есть миф об Ипполите, который не смотрел ни одну из женщин и почитал только девственную Артемиду. В нормальном божественном порядке (по грекам), должна быть мера в сексуальном желании — ни много, ни мало. Ипполит в крайнем полюсе, ему не надо, и он нарушил баланс. Афродита разозлилась и внушила Федре, его мачехе, дикую страсть к Ипполиту. Вернула баланс энергий, так сказать. Итого у Федры перекос (бедная Федра, видимо, тоже не очень виновата в этом случае). Закончилось всё тоскливо: Федра повесилась и оставила клеветническую записку мужу Тесею (отцу Ипполита), что Ипполит её изнасиловал. Тесей проклял сына, и Ипполит погиб, разбившись о скалы. Это вот первое, что пришло в голову. Надо изучать — хороший вопрос, а за что именно страдает Эдип, собственно?..

  2. Жесть!
    Как у них там все запутанно.
    Спасибо за развернутый ответ!
    Да и за статью – прочел на одном дыхании

Добавить комментарий для Alex Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.