Крадучись к хвосту семестра. О предметах

Промчались девять недель семестра – начиналось всё мерным шагом, потом трусцой, потом рысцой, теперь галопом, послезавтра во весь скок. Маячит на горизонте красный флажок, учёба вихревым потоком устремляется к концу, который станет новым началом, а потом снова будет конец и снова начало, и так бесконечно. В сентябре понятия не имел, что будут из себя представлять предметы. Сейчас более или менее такие представления есть, и мне хотелось бы поделиться вкратце тем, какие курсы я изучаю, поделиться ухваченными интересными идеями, а также прикрепить наиболее понравившиеся мне тексты из той магмы чтива, в которую на нас погрузил университет.

киборг

1. Академическое письмо

Это вспомогательный предмет – о том, какие есть стратегии и стандарты написания академических текстов на английском языке и как их следует использовать для того, чтобы письменные работы читались звучно, понятно, гладко и без существенных смысловых перекосов. Занятия проводятся по принципу дискуссии (как и все занятия в американской системе высшего образования), вполне себе интерактивно. Домашних заданий как таковых нет, но были две основные задачи в первой половине семестра: написать одно эссе-реакцию на статью и сделать 8-минутную презентацию. Цель: нащупать слабые места, научиться на своих и чужих ошибках. Если не научиться, то хотя бы осознавать в будущем, где могут быть проколы. Центр академического письма в ЦЕУ имеет и практическую функцию: можно назначить время с профессором и обсудить логичность своей письменной работы по любому предмету. С одним из эссе я ходил к нашему преподавателю Дэвиду, который в первом вводном абзаце показал мне, как прискорбно он выглядит. В частности, он отметил, что первый абзац – функциональный, вводит в тему, растолковывает, о чём этот текст и на какие вопросы мы будем в нём отвечать. Элементарые вещи, и я именно с таких позиций писал работу. Оказалось, nein. Была куча правок его рукой, по всему эссе прошлись, посмотрели, как можно его причесать, – и следующую работу буду писать уже с большей осознанностью.

2. Человек и Постчеловек

Постчеловек/ Постгуманизм – группа теорий, которые утверждают, что человек больше не является главной фигурой на мировой арене и что понятия “человек” и “человечность” радикально переосмысливаются в век технологий и прогресса, и мы уже не знаем, что же на самом деле значит быть человеком. Представители — Фрэнсис Фукуяма, Роза Брайдотти, Донна Хэрэуэй, Джорджо Агамбен и др. Это самый любимой мой предмет здесь в ЦЕУ, его ведёт магическая Анна Лутфи, которая в этом семестре закончит свою работу в университете и уедет работать на родину в Англию. Невосполнимая потеря для школы.

На занятиях каждую неделю новая тема: гуманизм – антигуманизм – постгуманизм, дистопия, уродцы (фрики), дикие дети (дети-маугли), грань между животным и человеком, дарвинизм, евгеника и эпигенетика, биополитика и биовласть (жаргончик Мишеля Фуко). Особенность предмета в том, что на самом деле он как нельзя более прикладной, чем все остальные курсы. К примеру, критически читали статью Би-Би-Си о славной Кончите Вурст в рамках темы «человек/ животное». В статье цитируются русские политики и в частности Жириновский, который назвал её словом «это», т.е. ни мужчина ни женщина. Проделав маленький дискурс-анализ текста, Анна показала нам, что людей возмущает не столько её трансгендеризм, сколько борода, которая ассоциируется, как правило, с мужчиной, маскулинностью. Борода Кончиты – это животное начало в ней, когда маскулинность низводится до животного уровня, и это кажется отвратительным. Это пример типичного «гендерного беспокойства» (жаргончик известной феминистки Джудит Батлер): как только кто-то нарушает границы принятого поведения в рамках своего гендера (например, манерная походка у мужчины), для многих естественной реакцией становится насилие, унижение. (Увы.)

Читали на этом предмете О. Хаксли (“О дивный новый мир”) и Р.Л. Стивенсона (“Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”). Первый роман – классическая антиутопия, или дистопия (негативное представление будущего), в которой человек лишается своей человечности из-за того, что привычные нам человеческие свойства отменяются: деторождения нет, о семье никто понятия не имеет, порисходит сиюсекундное потакание инстинктами, желания удовлетворяются с излишком, против плохого настроения есть чудо-таблетка (в романе называется “сома”), в обществе кастовый строй, массовое зомбирование через речитативные реплики, которые все повторяют с младых ногтей. Единственный нормальный человек – дикарь, который любит всеми забытого Шекспира и отказывается понимать, что происходит с людьми. Роман Стивенсона, с другой стороны, пролил свет на грань «человек/животное» – широко применяемая конструкция, которая заставляет нас не любить Хайда и сочувствовать Джекилу, хотя это один и тот же человек. Хайд в поведении, речи, поступках упободляется животному, и способ высветить дикие, животные повадки особенно тревожно ощущается людьми.

Я бы с огромным удовольствием повторил этот курс в Беларуси. Самое интересное домашнее чтение было о Человеке-Слоне (из темы «фрики»).

3. История и социология науки

Ещё один курс Анны Лутфи, который считается методологическим курсом (используется метод, который можно потом использовать в других курсах или при написании магистерской диссертации) и сводится к двум положениям: (а) у объективности есть своя история, (б) страх – основа развития эпистемологии. В первой половине семестра мы смотрели на научную революцию 17 века (была ли она именно тем, чем мы считаем), обращали внимание на смену подходов к науке в 19 веке (от пристрастного познания природы к объективному методу изучения природы, когда не само знание есть ценность, а объективный метод получения этого знания). Страх – та фундаментальная эмоция, которая почти всегда определяла развитие науки. Например, старина Чарльз Дарвин – великолепный учёный, но при жизни до смерти боялся публично выступать и отстаивать свои научные изыскания. У него был свой популяризатор и уполномоченный по связям с общественностью – Томас Хаксли, «бульдог Дарвина» (и дедушка писателя Олдоса Хаксли). Научное сообщество жестоко и беспощадно, зачастую полемика против твоих научных открытий становится политическим инструментом против тебя как человека, и это страшно. Страшно ошибиться и быть осмеянным этим же научным сообществом. Дарвин – судя по его дневникам – находил миллиарды отговорок, почему он не может пойти на то или иное научное заседание: то у него диарея, то мигрень, то общее недомогание. Параллельно с ним (и независимо от него) к теории эволюции пришёл Альфред Уоллес, но Дарвин изо всех сил старался не дать Уоллесу опередить его в публикациях. Дарвин хотел быть первым на поприще новой теории. На занятиях наука ставится в контекст истории и того общества, в котором она развивалась. Потрясающий предмет, хоть и порой сложноват. Самый интересный текст пока что – про анатомов в 17 веке и их метод работы (вскрытие трупа как метафора вскрытия истины о мире, природе, абсолюте), где инструмент способствует объективности, снимает всякие обвинения против субъективности учёного.

4. Квир-теория

Квир-теория (совокупность теорий, «квир» с англ. – «странный», этим словечком пренебрежительно называли геев в Америке в 1980-х) утверждает, что сексуальность и гендер человека не обязательно связаны с биологическим полом, полученным при рождении, и что существует целая палитра разнообразия, зачастую обусловленная обществом. Тут ключевые фигуры – Джудит Батлер, Ив Сэджвик, Мишель Фуко, Лео Берсани, Дэвид Гальперин и др. Квир-теория возникла как реакция на кризис СПИДа в США, когда правительство закрывало глаза на эпидемию, будто ничего не происходит, а болезнь снежным комом уносила жизни десятков тысяч людей. СПИД в то время ассоциировали только с геями, народ забывал о наркоманах и проститутках, а это только усугубляло положение дел для меньшинств. Теперь словом “квир” называют любого человека, кто в своем поведении и видении себя хоть как-то выходит за рамки сугубо гетеросексуальности и гетеронормативности. Вроде интересный предмет, но тексты скучноватые, а может, просто слабо преподносятся студентам. Самым интересным пока был текст про «сексуальный воображариум» Кэт Уэстон (1995), но его нет в электронном формате у меня, поэтому подлеюсь другим интересным текстом Хосе Муньёса (ещё одной знаковой фигуры для квир-теории).

5. Основы гендерных исследований

Казалось бы, главный вводный предмет для студентов, которые никогда не занимались гендерными исследованиями. Однако признаюсь, что нового ничего в нём для себя так и не почерпнул, разве что ключевые слова, которыми можно обвинять любой культурный артефакт и любого человека (желательного белого, желательно мужского пола), если они мне покажутся неприятными: патриархат, привилегия, цисгендер, гегемония белых европейцев, капитализм, притеснение женщин, гегемонная маскулинность, (гомо)фобия и иже с ними. Среди тем этого семестра: интерсекс, трансгендеризм и трансофобия, радикальный феминизм, первая и вторая волна феминизма, теория пересечений (интерсекциональность), социалистический феминизм, порнография. Курс мог бы быть гораздо более интересным и продуктивным, чем он есть сейчас. На последнем занятии нам рассказали про венгерского врача И.Ф. Земмельвайса, и его история совершенно меня поразила: научное сообщество небрежно отвергает твои идеи (прогрессивные и дающие результат налицо) и тебя вместе с ними просто потому, что идеи не кажутся поначалу убедительными. А запомнившийся текст – про трансофобию и предвзятое медиа-освещение убийств трансгендеров на почве ненависти (новости в основном изображают убийц жертвами обмана: трансгендеры якобы хитростью заманили их в постель).

6. Пересмотр социальных движений: активизм, сопротивления и культурные изменения

Это самый сложный предмет в этом семестре, поскольку социальные движения не всегда легко постичь логикой, а многое очень контринтуитивно. Трудный предмет и потому, что тексты для чтения убийственные, объемы нереальные, времени осмыслить прочитанное нет. Бежим, бежим, а куда?.. Многим понятиям я никогда не придавал значения раньше, поэтому контекста не хватает для уверенного обсуждения: ориентализм Саида, культурная политика, политика идентичности, политика признания, структурализм и постструктурализм, постколониализм. Зато мне очень нравится преподаватель – Хэдли, которого в следующем семестре тоже не будет, он на полгода уходит в творческий отпуск писать книгу. Жалко, двух самых лучших, на мой взгляд, преподавателей не смогу увидеть в зимнем семестре (не говоря уже о том, что хотел бы, чтобы именно они были научными руководителями, но это невозможно). Занятия проводятся дважды в неделю: в понедельник говорим о социальных движениях в теории, в среду смотрим на конкретные исторические примеры, где эта теория так или иначе воплощалась. Самым интересным текстом была статья о бразильских травести, очень познавательно и нереально здоровски написано.

Таким образом, почти вся учёба построена на чтении. В среднем, на каждый урок надо читать по 50 страниц англоязычного текста, желательно понимать прочитанное, а для этого нужно пахать и иметь в сутках 38 часов. Всё подряд читать не успеваю физически, приходится нередко пробегать глазами распечатки (to skim the text), выхватывать отдельные куски и глотать без пережёвывания. Декабрь будет полностью посвящён написанию итоговых эссе, контрольных работ здесь нет. А писать академические эссе (т.н. papers) – это адский труд, в котором с первого раза получается только лажа. Объёмы тоже самоочевидные и невероятные: 7000 слов по основам гендерных исследований, 5000 слов по социальным движениям, 4000 слов по курсу «Человек и Постчеловек», 4000 по истории и социологии науки, 2000 слов по квир-теории. Всё это надо успеть в течение двух-трёх недель в декабре. Для сравнения: в этом посте 1500 слов. О боги Эллады… Удачи мне.

Берегите себя и своих близких.

Крадучись к хвосту семестра. О предметах: 2 комментария

  1. Юра! Огромное спасибо! Прочитала и перечитала все. Мне все интересно. В инязе у меня хорошо шли т. н. общественные науки. Просто нравилось. Есть отзвуки, хотя это не марксизм-ленинизм. Удачи тебе в познании неизведанного и в умении растягивать время! Береги себя!

  2. Ну и как, после прослушанного курса, ты разделяешь т.зр, что мы уже не знаем, что же на самом деле значит быть человеком?
    Замечаешь ли ты, что все реже приходится встречать дикарей, которые еще любят всеми забытого Шекспира?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.