Ученичество как творческий этап на пути к обучению

Преподавать – это в кайф. Убедился в этом в очередной раз. На минувшей неделе мы с одногруппницей Леной провели уже два занятия по разработанному нами спецкурсу по английскому языку для 1, 3 курса. Идея родилась в конце сентября, и поскольку Лена и я – люди-кометы, мы не терпим медлительности в действиях. Набравшись энтузиазма и запала, мы пошли а народ сперва с нашей речью о важности борьбы с языковым барьером и о наших целях ликвидации восточноевропейского варианта английского языка.

Нашу идею бодро приветствовала заведующая кафедрой теории и практики перевода, за что мы с Леной ей очень признательны. Это важно, чтобы на пути к безвозмездному добру не было формальных преград. Пару учителей на кафедре покосилось, конечно, на то, что мы собираемся сделать, однако нам улыбалась сама Удача, а спорить с ней – значит плыть на байдарке, когда есть в руках моторная лодка.

Итак, мы выступила с нашей речью-промоушеном, очертив цели, описав, для чего это надо нам и для чего это надо им, студентам. О сколько было возгласов одобрения со стороны студентов. И то, что готовы д/з выполнять, и то, что хотят два раза в неделю, и что очень нужно. Мы с Леной обратили внимание на то, КТО ведёт у них практику устной речи на первом курсе – и упали в обморок. Мы даже между собой пошутили, что самой ей можно тоже приходить на наши занятия чему-то поучиться. Но не об этом.

На первое занятие в понедельник пришло 17 человек. Довольно неплохо для начала, но мы знали, что на второе занятие придёт, как минимум, вдвое меньше. На первом уроке мы раздали учебные планы детям (так называемый “syllabus”), который – непременная часть учебного предмета в любом западном университете. В нём содержится и описание курса, и как оценивание происходит, и правила этикета, и домашние задания на весь семестр вперёд. Поскольку наш курс плавучий, и темы мы будем выбирать в процессе, мы лишь указали в своём «сИллабасе» аспект самого учебного плана.

Для первого занятия, занятия-знакомства, мы выбрали тему «танцы», предоставив студентам возможность поговорить о танцах. Дали им текст «Почему люди танцуют», поработали с ним. Потренировали выражения в речи (насколько это было возможно, в целом, первый курс говорит очень не ахти, а кто-то вообще говорить не может). Сделали перерыв – потанцевали в стиле «line dance» под отличную музыку, а потом устроили дебаты. Одной стороне надо было доказать, что танец – это здоровье и это прилично, а второй – что танцевать аморально и опасно. По крупицам выжимали мы из обеих сторон аргументы, часто сами за обе стороны отвечали. Но мне понравилось, что люди мотивированно подходили к уроку.

В конце занятия мы провели рефлексию, попросив студентов написать, что они думают о проведённом уроке, чем они хотели бы заниматься и на что сделать акценты. В большинстве своём, ответы были положительные. Критические замечания были очень конструктивными. В одной записке было написано, что, поскольку мы обещали им американцев на уроках иногда, то хотят видеть у нас «Native Americans». Мы когда прочли именно это словосочетание, стали по-доброму смеяться с Леной. Очень мило, что на наших занятиях кто-то хотел бы видеть индейца, ибо Native American = American Indian. Мы, конечно, поняли, что имелся в виду носитель языка, т. е. «native speaker» или «native-born American» на крайний случай. Но они не виноваты, где это вообще объясняется в курсе школы?

После этого задали домашнее задание и попросили их написать письмо самому себе, датированное 26 декабря 2011 г., т. е. когда они уже закончат ходить на спецкурс. Написать себе же, чего они достигли, чему научились, что исправилось и отполировалось. Потому они это положили в конверты – и мы с Леной торжественно отдадим им эти письмена в конце семестра.

В четверг же на занятие пришло 4 человека. Нам было и лучше. Я попросил Саманту выйти в скайп и поговорить о системе здравоохранение в Америке для народа, чтобы они послушали настоящую речь американца и попытались даже что-то понять. Саманта – птичка, ибо она не пожалела сил встать в 07 утра, чтобы в 14.00 с нами связаться. Самое интересное было понаблюдать за лицами девочек. Они были, мягко сказать, в оцепенении. 3 из них качали головами, мол, мы ничего не понимаем. Одна девочка гордо заявила, что процентов 80 она может осмыслить.

Я переживал, что это из-за Самантиного южного акцента, хотя я убеждён, что её английский – абсолютно классный американский инглиш. Лена меня успокоила: она поняла Саманту на 100% (раньше она её не слышала) и подтвердила, что она говорит типично по-американски. В какой-то момент, правда, мы попросили Сэм говорить чуток медленнее, но она через 2 минуты забыла – и снова продолжала щебетать без длительных пауз, которыми грешат в школе, обучая детей понимать чуть ли не отдельные звуки. Потом было самое интересное: мы сказали, что девочки теперь должны задавать Саманте вопросы. Если не по медицине, то по любому другому вопросу. Главная задача, чтобы они увидели, что их понимают, на них реагируют и, вообще, «слава КПСС!» Девочки спрашивали про рождество, про учёбу в Штатах, короче, о чём могли, кроме медицины. А мы просто тему выбрали щас на 4 урока – здоровье. Но было здорово, 25 минут пообщались с Америкой. Думаю, это девочек очень вдохновило на улучшение своих навыков говорения.

Кстати, Лена им потом сказала, мол, вы не думайте, что вам по два раза будут повторять, что говорить будут медленно. Перед вами только что, мол, говорил человек так, как он это обычно делает каждый день с другими, и для вас – никакого исключения. Это был реально для них хороший урок, я считаю. Жаль, что только каждый раз просить так Саманту я точно не смогу))

Также на втором занятии поделились с ними разговорными репликами приветствия и вопроса «как дела?», а также разговорными американскими вариантами ответа на «спасибо». Было очень мило. В понедельник будет наше третье занятие. Эх, учёба!

Перед тем как поделюсь нашей программкой, нашей рекламной речью и силлабасом, отмечу, что в среду ходил в 55-ю минскую школу в 11 класс рассказать на английском о национальном характере американцев. Мне это надо для отчёта американцам, ну и, думаю, детям будет интересно. Подобный урок я проводил в мае в своей школе в 9 классе (правда, там 2 девочки были только), мне еле хватило 45 минут.

Но тут было что-то с чем-то. Я понимаю, конечно, что не 100% понятно было из того, что я вещал по-английски. Но я не встретил ни одного понимающего взгляда. Да и вообще ни одного взгляда, который бы смотрел на меня. Я бы в таком шоке, что за 30 минут успел рассказать о национальном характере американцев, а также о том, как я попал в Штаты, и как им можно туда попасть. И больше не знал, что говорить. Точнее – не видел в этом никакого смысла. Поэтому, откланявшись учительнице и отблагодарив за то время, которое она из своего загруженного графика выделила на меня, пошёл домой. В этот момент меня поддержал Дима, с которым живу. Если бы не его одобрительная и хвалебная речь, я бы умер от ужаса и осознания, что ни на кого там не произвёл никакого впечатления. А перед этим, кстати, я там развернул ведро с водой в школе)) Я искал выключатель, думал, он за доской. Подвинул доску, а перед ней стояло ведёрка с водой, где мочат тряпку. И оно залило пол! Я нервно стал искать швабру, чтобы убрать, но меня успокоили и сказали, что потом уберут.

Школа, школа…

Вот так, за 20 минут до конца урока я завершаю основную часть… Ибо не вижу толку никакого

Так или иначе, сейчас мы ведём спецкурс. Преподавать – это здорово! Это такое творчество! Которое, увы, госаппарат никак не оценивает, подписываясь, тем самым, в своей несостоятельности.

Остаюсь преданным Ваш,

Юра

ПРИЛОЖЕНИЕ

А вот и те документы, на которые можно поглядеть.

Рекламная речь

Syllabus

Постер

План

Ученичество как творческий этап на пути к обучению: 5 комментариев

  1. Какие вы молодцы! Я как раз на третьем курсе, жаль, не могу посещать…
    Это безумно полезно, как можно не осознавать этого?! Стараюсь посещать занятия с волонтерами…и там довольно четко видно, что настоящий англ и университетский – вещи разные;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.