07 мая 2014 г. произошло славное событие – попал на уроки французского к своей давней и одновременно недавней подруге. Пахнет Шрёдингером, но всё просто: мы десять лет были на виртуальной и (вначале) телефонной связи. Скажем так: раз в год примерно общение проходило. Однако встретиться нам удалось «случайно» – в магистратуре БГУ, где оба учились. Притом если я б не пришел на семинар по психологии в другую группу по личным обстоятельствам, мы бы так и не встретились. По ходу, у Вселенной был другой нехитрый план.
Елена (Александровна) Базанова (вКонтакте)
Так вот, уроки французского. Буквально через пару семинаров мы с Леной договорились, что нельзя упускать возможность общения, а потому я спросил, не против ли она того, чтобы я к ней пришел на урок в гимназию №34, где она преподает (около кинотеатра «Киев»). Обрадовавшись, Лена сказала, не думая долго: да! Вначале, думается, ей показалось это шуткой и несерьезностью. Мол, мне просто нравится идея того, что могу прийти, а не сам приход. Но слово не должно расходиться с делом.
Утро задалось раннее: уроки начинаются с 08 утра. Мы встретились на Немиге, чтобы вместе поехать в школу. По дороге поговорили о том о сем – и совсем не о школе. Как всегда это бывает, обильно посмеялись. Но на подходе к школе Лена выпрямилась, сделала серьезным лицо и приказала: «Так все, спокойно». Мы зашли в здание, и сразу на входе детский хор из четырех дежурных голосов приветствовал нас: «Доброе утро, хорошего дня!» Я сдержал себя, чтобы не загоготать, потому что такого никогда не видел, в принципе. Лена отметила меня как гостя в журнале на вахте и зашла в учительскую показаться начальству. Я ждал на коридоре. Вдруг выходит леди – завуч по воспитательной работе – и с презрительным взглядом и интонациями отчитывания спросила: «Вы к кому?!?!?!» Я улыбнулся – отнюдь не белорусская привычка, но лучше чем ничего – и ответил: «Я с Еленой». Завуч: «Ну хорошо. Раздевайтесь в гардеробе». Я не успел отпарировать милой даме, как выскочила Лена и, махая руками, решила все кроссворды: «Ээээто ко мне! Куртку берем с собой, человек – мерзляк». Завуч: «А, ну тогда не раздевайтесь в гардеробе. Сейчас не так тепло».
Первое занятие было у седьмого класса. Конечно, ребята знали, что будут гости, поэтому ожидаемо было, что они несколько стеснялись и смущались. Но в целом, меня поразило, как хорошо дети говорят по-французски (пояснение: французского не знаю, сужу по своим лингвистическим ощущениям; хотя то и дело слышалось то «порнО», то «шваль» – а на самом деле «для нас» и «лошадь»). Лена так подобрала задания, что в основном народ говорил. Лена не дает спуску, на уроке хоть что-то, но скажет каждый. В конце занятия она учтиво ставит оценки – каждому по возможностям, а не по потребностям, и это тоже важно. За занятие она не успевает присесть, передохнуть, пауз как таковых нет, в окно не посмотришь. Движуха все время, в том числе у учеников: то к доске, то от доски, то к соседу за парту для групповой работы, то назад.
7-й класс. Работа полным ходом
Следующий урок – в третьем классе. Дети такие дети, но Лена держала всех в узде. Что меня полностью восхитило и очаровало – то, что почти все занятие построено в форме игры. Дети радуются, тянут руки, мечтают ответить. Дети разные, конечно, но в основном интерес к французскому есть. Есть у третьеклашек и обезьянка Микки, управляемая вручную той же Леной. Она ездит по миру и иногда заезжает к детям на занятие. Этакий психологический конструкт «авторитета»: Микки оценивает, сколько фишек надо присудить команде, как хорошо дети отвечают домашние слова, как плохо кто-то себя ведет. В общем, этакий консультант – дети тащатся от Микки, а Микки, по ходу, от них.
Третий класс вспоминает слова
Дальше – снова занятие в третьем классе. И хотя тема та же была – животные – Лена использовала уже другую методику (не игры в командах – кстати, хороший стимул, в условиях конкуренции дети хотят сделать лучше других). Здесь каждый работал за себя. Но была та же Микки. Оказалось, что в этот класс обезьянка Микки приехала из Америки, где удачно вышла замуж. Детям безумно были интересны все подробности ее личной жизни, но Лена разводила руками и сетовала: «Нуу.. Микки не говорит много о себе». С детьми мы слушали отличную французскую песню, выявляли, какие животные живут на фермах, как спрягается какой-то там сверхважный глагол в настоящем времени. И все это было на карточках, которые привезла Микки и которые дети по одному вытягивали. Вот так, с шутками и прибаутками пролетели еще 45 минут. В середине урока – весьма подвижная зарядка и разминка для глаз.
Еще один третий класс спрягает глагол
Потом была форточка, на которой мы пошли в столовку, где к нам присоединилась коллега Лены (и бывшая одногруппница). Обсуждали Иняз, обсуждали БГУ и прочие премудрости бестолкового белорусского высшего образования. Наслаждались кто курицей, кто драниками – за символическую плату, что отрадно.
И, наконец, последний урок, на который я остался – снова в седьмом классе. Было только четверо ребят, но и они неплохо говорили. Занятие было построено на серии «вопросы-ответы», Лена безудержно рожала один вопрос за другим, а дети, как заведённые, отвечали. В какую-то минуту, казалось, пойдет дым. И это притом, что после урока Лена заявила: «Ну вот видишь, эти сегодня слабее работали». «Пожалуй», — пытаясь умничать, отвечал я.
Каждый урок отличает рефлексия детей. Третьеклашки такие честные: две девочки, опустив голову, отметили, что урок им совсем не понравился. «Котик, а что тебе не понравилось?» — проявляла по-матерински свои чудеса общения Лена. «Всё не понравилось», — бубнела в ответ недоросль. Ну бывает. Большинству, конечно, все нравилось. И я присоединяюсь к большинству. Даже больше – я очень очарован был тем, как здорово она работает. Это заставляет меня думать, что не все безнадежно в нашем образовании. Гордо можно заявить: у нас нет нормального образования, но уж точно есть хорошие учителя. Они и спасают всё от небытия.
Если по пунктам, что ж хорошего было у Лены, то, наверное, выделю основные отличительные черты:
— здоровый и умеренный юмор
— активность
— блестящее владение французским языком (важно! пример для подражания)
— работа с доской
— неумение быть занудой, умение быть настоящей птичкой
— вовлечение всех и каждого в работу, даже через «не хочу»
— ориентация на способностях ученика, а не на собственных знаниях
— раздаточные материалы
— дисциплина (в железных рукавицах)
— уверенность (овер 9000) и искренняя доброжелательность к ученикам
— удачная игра интонациями, голосом
Очень рад, что сходил посмотреть на ее работу изнутри. И рад, что вот так буквально по касательной пересеклись в БГУ. Обязательно, пока есть возможность до конца года, посещу ее уроки снова.
Берегите себя и своих близких,
Юра