Юрино Гравитационное

Пересматривал сегодня днем “Гравитацию“, сравнивал предыдущие впечатления. Очень нравится этот фильм. Особенно здорово, что режиссеру и сценаристу удалось сделать два плана: прямой (для тех, кто не любит особо вникать в высшие смыслы) и символический. Любая попытка проинтерпретировать фильм — риск, версий множество. Я собрал то, что было разбросану по Инету. Делюсь охотно. Это не мои мысли — открыто признаюсь, но ссылки на многочисленные статьи было слишком лень делать. А мысли хорошие. Удачи всем! Берегите себя!

P.S. Никаких теорий заговора в интерпретациях (как вот есть такие русские источники некоторые). Просто с точки зрения художественной.

***

Для начала две цитаты — из зрительских интерпретаций:
(1) “Это далеко не банальная, на уровне инстинкта, борьба за выживание. Это словно попытка человека взойти на небеса, посмотреть на свой мир сверху вниз и принять решение, стоит ли этот мир того, чтобы в него возвращаться.”
(2) “Очень красивая сцена, где Райан, оказавшись на борту «Союза», сбрасывает скафандр и, оставшись в одном белье, замирает в невесомости. Вдруг понимаешь, насколько хрупок человек, насколько сильно желание поскорее избавиться от чуждой тебе оболочки, словно сама снимаешь с себя эти давящие оковы. Или сцена, где видишь на панели управления «Союза» изображение православной иконы, а потом на панели китайской станции видишь статуэтку будды, и понимаешь, насколько люди, не зависимо от веры, едины перед небом в своем желании жить.”

Возвращение Райян как модель эволюции. Она вышла из воды, впрочем, как и вся жизнь. То, что она летела из космоса в потоке горящих обломков (будто метеориты), намекает на то, что какие-то элементы, способствующие жизни на Земле, имеют внеземное происхождение. (Википедия).
В фильме куча антитез (контрастов, противопоставлений), ведь дуальность бытия – свойство номер один в нашей жизни: (а) бездонный космос — клаустрофобически узенькие каюты/кабины кораблей; (б) показ событий то со стороны, то от первого лица; (в) тишина космоса – и громкие звуки; (г) сами герои: она такая рефлексивная и где-то отчаянная, он весь такой оптимист и балагур.

Героиня убита горем, ее дочь нелепо погибла в детском саду. Утешение матери — в бесконечной работе. Она и место работы выбрала, с одной стороны, подальше от тех мест, где все ей напоминает о дочке, с другой – может, чтобы именно быть ближе к душе своей малышки? Капсула, в которой она летит домой, падает в воду, как зерно, из которого рождается обновленная героиня.

Весь космос — отражение ее внутреннего микрокосмоса, того состояния, из к-го надо вернуться в баланс (земля – полная жизнь, космос – сплошная пустота). Анти-спутниковый аппарат, который заварил всю кашу, — это как спермотазоид, оплодотворяющий яйцеклетку (движуха начинается именно тогда), т.е. запускается процесс созревания плода (наша героиня). И три корабля как метафора трёх стадий развития плода.

Весь фильм — метафора перерождения. Действие протекает в космосе — это не просто вакуум, невесомость, это по сути кладбище (мы помним, что все люди, которые были в космосе, погибли). Только у героини есть шанс “родиться” назад на Землю. В кабине МКС она слышит непонятную ей (китайскую?) речь. Ведь действительно, младенцы еще в утробе матери слышат и не понимают то, что происходит за пределами живота. Имитирует лай собак, в какой-то мере первичный способ овладения речью – подражание.

Галлюцинация с Мэттом Ковальским в кабине МКС — толчок ее собственного сознания (подсознания?), к-й безжалостно и отчаянно борется за жизнь любой ценой. Ковальский был ее наставником, и в такую форму вылился голос изнутри. Яркий эпизод, в котором он по доброй воле отсоединяется от Райян, чтобы спасти ее, и устремляется в пустоту космоса, а потом говорит: “Ты должна научиться отпускать”. Этой-то способности, казалось бы, такой простой, не имеет женщина-ученый.

Как космос, так и вода выступают метафорами удушливости ее собственных эмоций. Нет кислорода, нет возможности свободно дышать. Страшнейшее горе, какое только могло произойти с матерью, произошло. Выбор за ней – жить или сложить руки и закрыть глаза. В конце, сжимая горстку земли, она говорит “Спасибо”, но кому? До этого ведь она говорит, что молиться ее никто не учил (т.е. она не религиозна), верить — она особо вроде не верит. Богу спасибо? Духовным откровениям в целом? Думается, что именно осознанность в плане spirituality подчеркивается, в отличие от религиозной догмы.
Важна тема одиночества (в духе экзистенциализма), именно в одиночестве она понимает, что цель в жизни есть, что бы ни случилось. В изоляции она нашла решение — вернуться к людям, быть им нужной.

Описанная ситуация также может быть рассмотрена как ситуация «Прометей—Икар». Мы стремимся создавать новое, разрабатывать новейшие технологии, но эти вещи обречены на гибель. Мы допрогрессировались до многого, но сам же прогресс нас может погубить. В этом смысле метафорически сам Космос становится отрицательным героем, который посылает и посылает неприятности персонажам, кто там находится, в начале фильма и на всем пути героини. Так и с цивилизациями и культурами: какими бы мы ни были суперразвитыми, мы все равно рано или поздно уступим место другим культурам.

Наконец, сквозит и идея о том, что мы как люди смертны, и стоит помнить о смерти, о том, что она может прийти внезапно, равно как и отступить внезапно. До конца мы сомневаемся, удастся ли Райян спастись. Удастся ли выжить человеку? Что за будущее ждет нас как представителей рода людского? Райян избежала гибели в космосе, но неясно, где она приземлилась, найдет ли ее кто-нибудь, выживет ли она.

***

Ключевые слова: Гравитация смысл, Гравитация критика, Гравитация интерпретация, Гравитация скрытый смысл, Гравитация о чем фильм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.