Вчера обсуждали с близким другом социологию восхищения средним образованием в Финляндии. О чудесах этой системы живописали словом сотни людей (зрителей, участников, академиков, etc.), и мы ничуть не отрицали значимости того успеха, которую вызвала их школьная реформа. Но подача материала для русскоязычной публики – это совершенно другое дело. Способ донесения информации до читателей, подоплёка всей темы (то, что называется словом «дискурс») выбрана странная, и из неё следует, что финны победители, взломавшие код к Храму Знаний, а все остальные народы топчутся на месте и всё не приступят к радикальной реформе у себя в стране.
Как-то услышал в одной передаче интересную метафору с пирогом: в другой стране что-то успешно существует и обеспечивает обществу стабильное развитие – это вкусно приготовленный пирог с изюмом. Если механически перетянуть систему в другую среду, другой климат и другую историческую эпоху, то, в сущности, люди пытаются выковырять изюм из пирога и вырастить из него виноградник. Не всегда одна и та же стратегия приводит к одинаковым результатам и, напротив, к одинаковым результатам можно прийти разными путями. Например, к теории эволюции почти одновременно, но по-разному подошли Ч. Дарвин и А. Уоллес. Принципы работы радиосвязи почти параллельно обнаружили с десяток учёных. С другой стороны, социализм Швеции и социализм СССР сравнивать нереально, хотя идейный фундамент, конечно, имеет общие точки пересечения.
На бытовом уровне мне нравятся примеры с кулинарным рецептом. В разных местах двое людей будут одновременно готовить под одному рецепту, скажем, пасхальную булку, но на выходе получатся два совершенно разных (даже по вкусу) сдобных продукта. Это просто факт жизни, который в 100% случаев повторяет себя. То же с образованием: перетянуть пусть даже кем-то сформулированные стратегии (не говоря уже о тактике, что бестолково) финского среднего образования на белорусские поля будет, как говорят по-английски, поцелуем смерти. Мир – органика, образование – это не только красивые теории и успешный опыт других стран. Финских детей учат готовить обед, открывать в банке счёт, анализировать медиа-тексты, печатать на клавиатуре, составлять резюме, вырезать по дереву, считать налоги на наследство, всячески работать в командах и проч. Домашнего задания не задают. У доски не спрашивают. В принципе, программы очень индивидуальные для каждого ученика. Чем не рай? Но один из наших вопросов вчера был: может ли кто-то не дополучать чего-то из такой системы? Помогает ли такая система проявить себя, скажем, будущему гению? Что вообще лежит в основе успеха в образовании? И кто это определяет? По каким конкретно критериям определили, что финская система самая лучшая в мире? И как быть с высоким уровнем депрессий среди молодёжи, потреблением спиртного, наркотиков, если уж говорить о всестороннем развитии личности в Финляндии? Финская школьная система прекрасная и очень мне симпатична, только каждое явление имеет свои плюсы и минусы.
К этому вопросу примыкает и то, что я часто наблюдаю: уехал человек жить за границу, приехал в Беларусь на побывку, — и давай поносить место, которое его/её же сделало, как только можно. И отсталые мы, и злые, и грубые, и на дворе 21-й век везде кроме Беларуси, и всё тут против человека, что за президент, что за цены… Все претензии укоризненно выливаются на тебя устно ли, в социальных сетях ли – и главная идея между строк: я рад, что уехал из этого захолустья, вот там вот всё хорошо сейчас у меня. Не то чтобы все эти упрёки необоснованны, очень даже дельные, но вопрос: и что дальше? Чем Америка лучше? Медициной для простого человека или, быть может, «стабильной» экономикой? А Англия? А Германия? В порывах такой критики видишь, что критик-то просто самоутверждает себя за счёт тех, кто остался там, где раньше он рос сам. Если уж мы культивируем «критическое мышление», то хотя бы стоит его относить в первую очередь к себе самому, к своим собственным убеждениям. Но прав обычно самый горластый. Так и живём, никто никого не слышит и не можем договориться. Вот уж что надо реформировать в первую очередь — культуру диалога. Вот в Финляндии лучшее в мире образование, а разве у нас совсем уж мокрое место? Не любим мы самих себя, наверное. Мне белорусская школа (№2 в Столбцах) дала очень многое для души и для мозга, хоть и не обходилось без маразма. Но эти плюсы и минусы повсюду. И в больницах наших меня лечили, когда действительно нужно было, по совести и профессионально. Может, я просто счастливое исключение? Проблемы у нас есть, только их не решить ксерокопией. Именно потому, ксерокопия картины Микеланджело – это не Микеланджело.
Берегите себя и своих близких.
P.S. Вот ЦЕУ — американская магистратура по стратегии и тактике. Но я помню учёбу в Америке, и то, что есть в ЦЕУ, — это не совсем американский продукт.
Очень правильно! Подписываюсь под каждым словом! Умница!
Привет, дорогой друг! Пишу, потому как мне есть чем поделиться с тобой! Я недавно виделась со своей знакомой француженкой С., она попросила меня быть ее переводчиком для ее встречи с белорусской семьей. Она преподавала в Минске, откуда одна девушка поступила в магистратуру во Франци. Т.к. С. ее знала еще своей студенткой (и вообще, человек она хороший), она ей помогла и встретила как родную, на выходные пригласила к своим родителям в гости. Семья девочки, узнав, что С. будет тут, решила также пригласить ее, ну и плюс наш менталитет — снять последнее, но уважить заморского гостя. Ну и что я тебе скажу. Семья нашей девочки не бедствует, девочка (по отзывам всех) очень хорошая, но тяжело ей там. Трудно найти контакт, привыкнуть к их пище, лицемерию и найти стажировку. Но по фото этой девочки, на которых я начала ее дифференцировать здесь (у нас есть общая знакомая, тоже уехавшая во Францию), я вижу, что человек рад. Она улыбается, у нее там подружки, она видит свет и мир, Францию в ее великолепии, получает опыт. К сожалению, такого опыта я не получаю; возможно, никогда не получу.
Я думаю, на нашем крае крест ставить не надо. Я просто ловлю себя на мысли, что все занимаются не своим делом, у нас нет работы, есть ее видимость. У родителей видимость воспитания детей, у учителей видимость их научения, у детей видимость интереса. Например, сегодняшний концерт к 8 марта в школе, где работаю: он был сделан за 2 дня, наверное, зато тётя-организатор получила грамоту от кого-то там. Эта тетя имеет в нагрузку много факультативов, а мне стоит говорить, сколько из них она проводит? Кто провидит классные часы и обж? (Хотя я протестую, что я должна проводить обж, это не моя специализация.) Я и моя молодая коллега часто говорим про этот бред — почему так всё!? Дело не в зарплате. Я не вижу результата, а на это есть причины. В школу не всегда берут по отметкам, а залетных много. В одном классе у мальчика 4 и 2 балла за год! Скорее, у меня нет мотивации учить ленивых и глупых детей. Они бывают глупыми? — Да. Им ничего не надо. Почему? — семья их ТИПА воспитывает. Мои мальчики начали драться, папа сам учит сына “отстаивать свою честь” (мальчика обозвали жирным, и он стукнул того в глаз). Но потом этот же папа бежит в школу ко мне же уже по факту драки. При чем тут я? Наш народ не толерантный, он “абыяковый”, ему ничего не надо, его ничего не интересует, хотя люди у нас неглупые.
Я часто задаю вопрос, почему так. Часто борюсь с двумя сторонами внутри меня: 1. Сделай урок интереснее, ты виновата сама, повышай СВОЙ уровень, тогда они зауважают, поймут, полюбят. 2.Забей на всё! Я пока держусь, но реально ищу пути отступления: или в другую страну, или в другую организацию. Я люблю преподавать, но… лапы просто опускаются. Я тут много всего написала, но суть в том, что:
1) Всё идет с семьи, а школа подхватывает. В семье должно быть уважение к школе, к учителю. Нужно учить ребенка, что не ему должны, а он должен!
2) Школа реально должна работать! Не просто говорить о наркоте, курении и прочем бреде, а воздействовать, показывать. Если я скажу, что курить плохо хоть 100 раз, эффекта не будет. Если я покажу видео (сама чуть не умерла от страха, хотя никогда и не пробовала курить, но как увидела, какие это повреждения, то…) — это будет эффективнее, но это “может быть жестоким для несформировавшейся психики.
3) Должна быть помощь. Мне как молодой должны помогать, учить, направлять.
4) Все и все должны быть на своем месте. Посмотри, как у нас выбирают профессии. Куда пройду по баллу. А уже потом начинается, “а, так я учитель? Блиииин…” Работа без удовольствия – – одно, а без желания — другое.
5) Я не чувствую команды. Если у меня есть идея, лучше я ее сделаю сама. Я делюсь своими учебниками, материалами, всем (это сейчас я стала умнее..), я предлогала проводить Хэллоуин всей английской частью школы, на что мои коллеги открестились от меня. Со своей школы я запомнила англичанку, с которой был Хэллоуин, День Св. Валентина, брейн-ринг… и все по параллелям. Это были супер-шоу! И моя школа была бобруйской школой, а не гимназией.
Короче говоря, это печаль. Я уже точно решила, что собственное дитя я в школу отдавать не буду — там деградация. Будет учиться дома, а для социализации — кружки, общества, спорт… Мне нужен нормальный ребенок, и я обвинять не буду школу, что она не досмотрела, если буду учить или сама, или приглашать педагогов. Это мое мнение. Саму клевали, что учиться хотела… сама намучалась. Была вчера у врача. Анализы щитовидки в норме, он уже и забыл, что мне к эндокринологу надо. Теперь я понимаю, почему не ходила к врачу так долго… ничего не меняется.
Light написала: “на нашем крае крест ставить не надо”. Я всецело с этим согласен. Несмотря на то, что многие этот крест уже поставили, несмотря на все безобразия, которые здесь творятся и которых Юрию (счастливым образом!) удалось избежать.
При заявленном в Конституции бесплатном образовании и незаявленных нищенских зарплатах учителей детей в школе не учат, а калечат их психику и разум, что в равной степени относится и к нашим больницам.
А выход нужно искать вместе и никогда не падать духом. Держись, Light, приходи в гости на компот из кураги!
Спасибо, но я просто констатирую факт…. но работать мне нравится, это моя профессия, но она такая неблагодарная в плане результата, отношения родителей. Все хотят от тебя шоу. Это печально.
А что за компот из кураги? Прям захотелось попробовать)
Ну вот и отлично, все вместе выпьем компотик в апреле : )
Wow!Как я поняла, кто-то приезжает в апреле!!!
Ага : ) На некоторое время заеду и буду в Минске.