На финишной кривой

Венгрия с каждым днём становится всё дальше, отчего – разгадать не в силах. Встречаю весну в Беларуси, но тут просто заунывная осень, хотя деревья говорят об обратном. Апрель дан студентам ЦЕУ для того, чтобы они посвятили себя полностью магистерской работе, читали нужные им тексты, собирали экспериментальный материал, анализировали книги по своей теме, ну и просто приходили в себя после семестра. Поверить трудно, всё закончится уже 18 июня, через два месяца, скорость времени выше, чем скорость света.

В первую неделю апреля пришлось писать три академических эссе – очередное упражнение, где надо в свою работу по выбранной теме чуть ли не механически вставлять мысли/цитаты из тех текстов, которые читали в семестре, связывать их друг с другом и делать выводы. Написав нужное количество слов, я даже не всегда перечитывал то, что написал, потому что хотелось об этом забыть как можно скорее. В этом плане скучаю по привычному экзамену (=контрольной), где есть и тест закрытого типа, и тест открытого типа, и маленькое поле для мини-эссе. Плюс такой проверочной работы, на мой взгляд и по моим предпочтениям, в том, что (а) весь материал повторяется, (б) весь материал проверяется, (в) время выполнения – строго время одного занятия, (г) оценка выставляется в течение недели. Сейчас же я смогу узнать свои оценки не раньше середины мая, т.к. в одной работе было 1500 слов, в другой – 3500, в третьей – 5000, и этих поэм у преподавателя штук двадцать — по числу студентов. Количество не есть качество; с другой стороны, в (американской) магистратуре, наверное, приобщают людей создавать академические статьи по определённым стандартам и правилам. Прививают так любовь — через боль и муки рождения собственного текста.

Параллельно делал в Минске полевые работы: брал интервью у людей для своего исследования, задавал вопросы и пытался выудить ответы на то, что мне особенно нужно для магистерского проекта. Непросто задать правильно вопрос, непросто получить развёрнутый ответ, непросто вернуться к уже заданному вопросу, непросто услышать в ответе то, что необходимо для работы. Хотя сбор материалов практически завершился, далее предстоит всё это обрабатывать, и напрашивается вопрос: хочу ли я вообще таким заниматься дальше по жизни? Чтобы работать в (западном) образовании, приходиться проводить исследования, писать статьи и вертеться в научных кругах, иначе об обеспеченной жизни преподавателя не может быть и речи.

С ЦЕУ во многом получилось так, что гендерные исследования обернулись минным полем, которое я поначалу принял за поле свободы, равенства и братства. С одной стороны, развидеть гендер в окружающем мире взаимоотношений будет теперь невозможно, и я счастлив, что такие знания пришли в мою жизнь, с другой стороны, это лишь фаза на моей жизненной дороге. Лингвистика, литература и древнегреческая культура пересекаются для меня в области образования (педагогика + образовательная политика), но как много может сделать человек для образования, когда вокруг столько информационного шума, чиновничьего многоголосья и медийной какофонии? Когда все вокруг «знают», как должно работать образование и как надо «правильно» постигать действительность. Особенно забавно наблюдаю сейчас на фейсбуке, как много людей в своих постах подводят морализаторско-педагогическую нотку типа: читать всем, это откроет вам глаза на истину, а я ж давно говорил об этом, почему никто раньше не читал всех мною посоветованных книг, очень грамотно написанный текст, первая полная статья с освещением этой проблемы, et cetera. И ссылка на какой-нибудь журнал «Сноб» или портал AdMe.ru. Или, наоборот, опровергают то, о чем говорит предлагаемая ими ссылка. Каждый у нас педагог, а истинные педагоги в школах делают всё, кроме преподавания: занимаются ремонтом класса, ведут бухгалтерию, готовят еду для школьных делегаций, водят детей по музеям, отвечают за безопасность школьника 24 часа в сутки и т.п.

Я вижу, как это народное обучение выливается и в прямом общении. Недавно посетил мероприятие в галерее «Ў» с участием сотрудников пресловутого ЕГУ. Говорили что-то про анимацию. И славная дама начала свою приветственную речь с того, что в Беларуси нет нормального кинематографа (подразумевая, мол, а вот я вам сейчас все секреты на свете открою, т.к. я нормальный кинематографист, хоть и тоже белоруска). Смешно. И это – из уст преподавателя вуза, который якобы перенял какие-то там высокие стандарты. Откуда столько претенциозности? Да что говорить про кого-то незнакомого, взять просто знакомых. В реальном общении они знают, что важнее почитать и посмотреть, как лучше поступить, как я (или он) неправ в понимании какой-то стороны жизни общества и т.д. Без внутреннего языкового фильтра. Напрочь. Словно мы по умолчанию должны конкурировать в идеях, где важно одержать верх. И, что печальнее, сам попадаешь под эту модель поведения. Но мир, бесспорно, отражение того, что творится внутри меня, и искать внешние раздражители неоправданно. Каждый человек – это моя копия. We have met the enemy and he is us. Единственный выход, который вижу: это спокойно делать то, что хочется, так, как хотелось бы, чтобы это делалось. Быть может, тогда появятся иные копии?

prosto kartinkaБерегите себя и своих близких.

на мерприятии 2Фото с мероприятия про анимацию

на мерприятииЕщё одно

на мерприятии 3И ещё. Отламываю кусочек шоколада

На финишной кривой: 2 комментария

  1. О Боже,эта та самая рубашка,которая не дошла в мою школу…Позор мне!
    Ты как обычно на высоте.Все очень верно, в яблочко!

    • LOL Рассмешила, ну ничего, приду ещё : ) Всему свое время, значит. Тем паче у вас там был ответственное Д.Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.