Как полезно было на предпоследней неделе окунуться в мир «Звёздных войн» и посмотреть все эпизоды, которые не смотрел. Признаться, эта сага меня очаровала, и тёмная сторона Силы всё равно пленительная, несмотря на то, что весь фильм говорит о том, какая она плохая. Старичок Йода, несмотря на своё антикварное состояние, демонстрировал чудеса управления энергией, в битвах вертелся, как юла, а также транслировал незыблемую мудрость очень кучерявым синтаксисом («Созданы из света мы, не из материи грубой. Ты должен чувствовать Силу вокруг: между тобой, мной, травой, камнем – везде»). Интуиция выводится на первое место, и это так созвучно с тем, что думаю о жизни я. Фильм прелестен тем, что представляет добро и зло как исключительно категорию выбора: почему между добром и злом мы сознательно выбираем зло? На мой взгляд, ответ в фильме тоже дан: страх. Паралич души перед неспособностью отпускать то, что должно уйти.
В среду вечером в Сиракузах лил дождь, но надо было сходить в магазин купить еды, ибо не удалось найти никого, кто отвёз бы на машине. Относительно близкий магазин «Самир» (арабская продукция) находится в двух километрах от дома (там нет свежих овощей, фруктов или мяса с рыбой). И вот шёл с под дождём два километра: в одной руке зонт, на плече сумка с учебниками, в другой рук пакеты с двухлитровой банкой солёных огурцов и 3,5 литрами айрана, хлебом и макаронами. Доковыляв домой, промокший, вспотевший и потерянный, решил, что больше так никогда не буду делать. Итог: два дня болит спина. В Штатах машина – это в прямом смысле слова необходимость и независимость одновременно.
В среду пропустил испанский постольку, поскольку накануне Эндрю сказал, что будем делать что-то наподобие кукольного спектакля. Предчувствуя худость всей затеи, я решил воздержаться. В четверг, однако, пришёл на урок, и оказалось, что подготовленный спектакль назначен на четверг. Четыре группы должны были презентовать своё кукольное представление продолжительностью в одну минуту. Это был настоящий гастролирующий цирк. Мало того, что вместо кукол были пакеты для пончиков из «Данкин-донатс» (одна группа забыла принести даже эти пакеты), так не было и никакого представления, а было чтение с листика. Кто перепутает строчку, кто вместо одного слова прочитает другое, кто не может найти нужную строчку в тексте и т.д. В одной группе был один листик, который передавали от одного к другому под хохот зрителей, в другой группе декорация на заднем фоне падала девочке на голову, так что Эндрю лично подошёл и держал этот ватман. Вся эта пародия, однако, была искренне смешной, однако было видно, что народ к этой активности отнёсся с пренебрежением. Эндрю спросил потом, мол, вам кажется, что это странная затея играть с марионетками в вузе, и получил «да» дружным хором. Но он, как мастер Йода, ответствовал спокойно: «Когда я в своём колледже играл с марионетками на третьем курсе, я тоже считал, что это полная ерунда, ведь думал, что я весь такой взрослый. Но теперь понимаю, что я был самым что ни на есть ребёнком, только не умел расслабляться и получать удовольствие от подобных упражнений». Ответ достойный, но если весь семестр не показал Эндрю, что конкретно эта группа не хочет играть ни во что вообще, то он просто энтузиаст и идеалист, у которого мне, наверное, надо поучиться силе воли, но точно не методике преподавания. Ну не драматическая группа в этом семестре. Не драматическая. Впрочем, Эндрю – птенчик, я ему очень обязан в этом семестре.
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Шруппа 3. Падающий ватман держит Эндрю
Группа 4. Вместо кукол — бла-бла ладони
Провожу маленький анализ своей жизни здесь спустя 4 месяца, сравниваю с тем, что было 5 лет назад. Раньше я менялся быстрее, чем сейчас, был куда более наблюдательным и деликатным. Сейчас мои культурные привычки выстреливают из меня автоматически и, как мне кажется, бесконтрольно. Например, в классе сколько ни заставляю себя поднять руку перед тем, как ответить, всё время забываю, что – в отличие от ЦЕУ – есть куча других ребят, которые хотят ответить и тоже знают, что именно парировать на вопрос учителя. Получается, начинаю говорить одновременно с тем, кто поднял руку, и, естественно, на которого учитель обратил внимание раньше (на более воспитанного, что ли). Умолкаю и думаю: «Так, следующий раз не выскакивай». Но пока так и не отучился. В речи мне порой не хватает пластики: раньше лихо выкручивался во фразах, которые не знал, как точно выразить по-английски, а сейчас мозг тяжелее отходит от русской реплики. Как ни странно. Например, когда надо было припомнить необычное событие из жизни, каким для меня стало кувыркание в снегу в Финляндии после сауны, я застопорился на слове «кувыркаться». Вместо того чтобы выразить ту же идею синонимом (тем же «jump»), пролетело тысячелетие в бесплодных попытках придумать эквивалент к слову “кувыркаться”. Заметил ещё, что попадаю в дурацкое положение, когда спрашиваю у кого-нибудь о ком-нибудь другом. В Беларуси привык спрашивать, мол, «привет, М., а ты слышал(а) что о Н., как у неё/него дела?», и такой вопрос я могу задать и близким друзьям и не очень близким. Месяц назад, когда я спросил знакомую об одном преподавателе и его уроках (мне было просто любопытно), она переспросила с прищуром: «Эмм, что ты имеешь в виду? Что ты хочешь спросить?» И я понимаю, что она поняла этот вопрос как намёк на что угодно другое (или я его просто задал криво). Понадобилась вторая похожая ситуация, чтобы я перестал интересоваться у американца (который просто знакомый или одноклассник) о третьем человеке, которого в данную минуту нету рядом. Вот так происходит моё обучение в этот раз: не через внимательные наблюдения, а дорогой проб и промахов, хотя, самому казалось, что должно быть наоборот.
Осталась одна неделя уроков. Точнее, последних штрихов к урокам. Весь материал пройден, осталась презентация проектов и оценка курсов. В отличие от Будапешта, с последней учебной неделей полностью закончится семестр и не будет письменных работ. В прошлом году я две недели какникул потратил на то, чтобы написать письменные работы общей длиной в магистерскую диссертацию, а здесь такого нет. Целый месяц будет свобода попугаям. Хочу эту свободу подарить изучению испанского.
Берегите себя и своих близких.