Одно великолепное стихотворение имажинистов мне нравится на каком-то первозданном уровне вибраций. По первой строке — “Сердце от грусти кашне обвёртываю” (В. Шершеневич). Я впервые наткнулся на него в 2012 году, и до сих меня захватывают в нём ритмы, образы, конкретика, пластика, фонетика, гениальный сплав предметов и идей. Вот это техника, вот это выражение души! За каких-то неполных десять лет имажинизм и его апостолы подарили русской культуре такие магические и магнетические стихи.
В А Д И М Ш Е Р Ш Е Н Е В И Ч
***
Сердце от грусти кашне обвёртываю,
На душу надеваю скептическое пальто.
В столице над улицей мёртвою
Бесстыдно кощунствуют авто.
В хрипах трамваев, в моторном кашле,
В торчащих вихрах небоскрёбных труб
Пристально слышу, как секунды-монашки
Отпевают огромный разложившийся труп.
Шипит озлобленно каждый угол,
Треск, визг, лязг во всех переходах;
Захваченный пальцами электрических пугал,
По городу тащится священный отдых.
А вверху, как икрою кетовою,
Звёздами небо ровно намазано.
Протоколы жизни расследывая,
Смерть бормочет что-то бессвязно.
В переулках шумящих мы бредим и бродим.
Перебои мотора заливают площадь.
Как по битому стеклу — душа по острым мелодиям
Своего сочинения гуляет, тощая.
Вспоминанья встают, как дрожжи; как дрожжи,
Разрыхляют душу, сбившуюся в темпе.
Судьба перочинным заржавленным ножиком
Вырезает на сердце пошловатый штемпель.
Улыбаюсь брюнеткам, блондинкам, шатенкам,
Виртуожу негритянские фабулы.
Увы! Остановиться не на ком
Душе, которая насквозь ослабла!
Жизнь загримирована фактическими бреднями,
А впрочем, она и без грима вылитый фавн.
Видали Вы, как фонарь на столбе повесился медленно,
Обвернутый в электрический саван.
(ок. 1915)
(источник — сборник стихов В. Шершеневича)
Другие его гениальные стихи, на мой взгляд: “Мы пили абсент из электрической люстры”, “Я больше не могу тащить из душонки моей…”, “Из-за глухонемоты серых портьер…”
Русский имажинизм — явление совершенно поразительное и завораживающее (~1916-1925). Я могу перечитывать стихотворения имажинистов несчётное количество раз и бесконечно трепетать от виртуозности их пера. Наглядный пример того, как он воплощался у Сергея Есенина: “Ах, увял головы моей куст, / Засосал меня песенный плен. / Осуждён я на каторге чувств / Вертеть жернова поэм”. Читаешь — и рисуется яркая картина перед глазами. Здесь предметные образы значат совершенно не то, к чему мы привыкли в реальной жизни (куст — не тот куст, жернова — не те жернова). Ещё пример из Есенина: “Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе”. Кислорода точно не хватает, ощущение удушливости передано намертво захватившим меня образом (у шоссе есть руки, у деревни шея). Насколько это более выразительно, чем просто сказать, что урбанизация убивает что-то совершенно чистое и светлое, не правда ли?
Основные черты имажинизма (источник):
- образ прежде всего
- упор на слово-метафору, на мгновенное слияние в одном образе далёких понятий, явлений, предметов
- необычное «опредмечивание» метафор, метафоризация самых обычных вещей
- соединение несоединимого, совмещение предельно конкретного и обобщенного, пластики и движения
- намеренное разрушение предметного значения слова путём сопоставления несхожих предметов, явлений, понятий
В своей статье Г. Синило пишет о том, как возник имажинизм и кто входил в этот творческий круг:
Имажинизм (от фр. и англ. image — «образ») возник в России на основе исканий футуризма в 1916–1918 гг. Точнее, «Орден имажинистов» был основан в 1918 г. Вадимом Шершеневичем, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом. В него вошли также Иван Грузинов, Александр Кусиков, Рюрик Ивнев, Матвей Ройзман, художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К «Ордену» был близок драматург и поэт Николай Эрдман, младший брат Бориса Эрдмана. Позже, в 1922 г., в Петрограде, уже под влиянием старшего поколения «Ордена» (хотя образовавшие его поэты были действительно, по слову Саши Черного, «молодыми человеками»: никому не исполнилось тридцати), возник «Воинствующий орден имажинистов», в который вошли совсем юные поэты: Владимир Ричиотти, Иван Афанасьев-Соловьев, Григорий Шмерельсон, Семен Полоцкий, Леонид Чернов. Так возникло это необычное, чрезвычайно интересное явление в русской поэзии, оставившее в ней яркий след и долго замалчивавшееся или даже чернившееся советской критикой как явление антисоветское и явно враждебное так называемому пролетарскому и социалистическому искусству.
Берегите себя и своих близких.
Возможно, я толстокожая и глупая тетка, но сие творение господина Шершеневича вызывает у меня тошнотворное чувство ужаса. Это гимн депресняку в предсуицидальный период. Несмотря на его литературную гениальность.
Ни в коем случае, Юрий, не желаю оскорбить твои чувства по отношению к этому автору и твое восприятие сего произведения.. Тем не менее, огромное спасибо за информацию об имажинизме и за предыдущую статью. Я рада за Марлона.
Прости за резкий и прямолинейный отзыв.
Очень хочется пожелать тебе хорошего настроения и видеть мир в жизнеутверждающих красках. Обнимаю. Всегда твоя И. М.