Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню.
Р. Рождественский
Вторая половина октября всегда мне казалось завораживающей. Наверное, потому, что это какое-то бесхозное время в году. Вроде бы начинается переход к зиме, но вроде бы ещё осень не совсем уходит. От этого дни кажутся тягучими, спокойными, добрыми, особенно подходящими для осмысления прошлого, примирения с тем, что есть, общения с близкими друзьями и умиротворённой беседы с самим собой. 18 октября в моих мыслях засели идеи, которые сидели там ещё в начале года, но которые потом в силу поистине форс-мажорных обстоятельств и временного рассудочного помутнения (быть может, когда-нибудь стоит написать об этом неприличную повесть) несправедливо оказались где-то на свалке. Эти идеи связаны с дальнейшим образованием и самообразованием и поиске своего места на планете.
Однако в некоторой суматохе, которая неизбежно сопровождает взросление, я вдруг стал чувствовать, что что-то идёт не так, как раньше. Читаешь книгу – и она быстро улетучивается из головы. Смотришь передачу – и она назавтра кажется снова «знакомым незнакомцем». Выполняешь привычные задания на работе, и – о Мадонна! – память снова играет злую шутку. Изучаешь что-то, а не можешь включиться и быстро понять, что к чему относится. Возвращаешься раз-другой в начало (как заколдованный круг), чтобы вникнуть и раздобыть смысл. Но на днях в самый разгар производственной мыследеятельности в своей «силиконовой кузнице» на меня снизошло понимание того, почему так происходит.
Это убийство воображения. Мы растём и убиваем воображение, которое горело яркими красками в детстве и даже полыхало, не побоюсь такого громкого слова для наших угрюмых белорусских реалий, в университете. Память работает тем сильнее, чем больше смысла мы вкладываем в то, что делаем, а не извлекаем, как это принято считать. Читаем роман и именно вкладываем смысл в слова, включаем воображение.
Но почему мы убиваем способность воображать? Да всё что угодно. Но так или иначе все дороги приведут к одной причине – лень. Лень напрягать мозг, заставлять нейроны работать, передавать сигналы с синапса на синапс, строить новые ассоциативные связи и т.д. и т.п. Рутина, работа (во многом, сугубо механическая, пусть и связанная с работой мысли – ведь она почти всегда работа по шаблонам), заскорузлый график дня (в духе фильма «День сурка»). И вчера я смело себе в лицо сказал, что аз есмь убийца своего воображения. Лень – это великолепный хозяин нашей зоны комфорта. Зоны, которая сужена до тесного лошадиного стойла. Признавшись себе в таком кощунственном преступлении, я тотчас побежал искать пути спасения из собственной одервеневшей скорлупы.
Как включить в работу головной мозг? Как читать, слушать, начать творить, чтобы использовать потенциал по полной? Самые простые рекомендации, как ни странно, работают лучше всего. Во-первых, нужно то и дело подкидывать мозгу задачки и подвергать безжалостному четвертованию выработанные привычки. Возвращаться домой другой дорогой, за ужином сесть на другое место, делать физические упражнения (это поможет и концентрации). Всесторонняя гимнастика для мозга – это взять и приготовить еду (воистину, нужны способности математические, организационные, научные, творческие), а также схватить ручку и порешать всевозможные ребусы и кроссворды. Если хотите услышать, как мозги скрипят, хрустят и скрежещут, то попробуйте читать задом наперёд. Пробуйте писать иногда левой рукой (если вы правша; и наоборот, если левша), так вы устроите своему мозгу настоящий хардкор. И будьте немножко детьми, играйте с самими собой и своими мыслями.
Мы не компьютеры и не роботы, мы можем мыслить латерально (а не только логически), то есть с различных, пусть даже самых несуразных сторон. Например, если нам нужно открутить шуруп и под рукой нет отвёртки, мы с лёгкостью возьмём нож или монету и вмиг проделаем нужные простые движения. Но ни один компьютер такого не придумает, ведь создавать ассоциации – это преимущество homo sapiens.
Годы и заботы забирают нас у самих себя. Но пора вернуть себя себе. И включить воображение.