Сегодня утром через окно поздоровался с чем-то, что очень напоминало нутрию. Какой-то грызун (чёрный, без усов и вроде даже без хвоста, нос – как будто по нему стукнули сковородкой) подошёл к задней двери нашего дома, пока я мыл посуду, и посмотрел на меня снизу вверх. Я на него тоже глянул через окошко, поцокал, чтоб привлечь внимание, он насторожился, но потом лениво ушёл под крыльцо. Я испугался: а вдруг вернусь вечером домой и крыльца нет? Он его искусает и заберёт доски, чтобы построить себе где-нибудь уютную хатку.
Вчера почувствовал себя полным дураком. Вечером, уставший и социофобный, иду через кампус домой. На дворе — восемь вечера. Боковым зрением вижу, как со мной поравнялся какой-то паренёк и очень странно идёт, раком-боком, я грешным делом подумал, мол, ну точно человек как бы не полностью здоров. Он сказал «привет», я «привет» — и молчание. Чтоб развеять все вопросы, я несколько ультиматично буркнул: «Чем могу тебе помочь?» — и посмотрел ему в глаза. А это оказался совсем юный 18-летний паренёк, у которого в глазах — радость жизни, радуга и веселость и который искренне просто хотел поздороваться. Он говорит: «Просто хотел сказать ‘привет’, я новый студент здесь». Я: «Окей». Пауза. Он: «Мне здесь нравится, все люди, которых встречал, очень дружелюбные». И тут, господа, я почувствовал себя совершенным идиотом, совком и претенциозным снобом. Ну почему нельзя было немножечко прикинуться расслабленным американцем и без всяких «цю» нормально поговорить сразу?.. Было стыдно, решил исправиться, спросил, как его зовут (Чак), откуда он (город Ливерпуль, 20 минут езды от Сиракуз), что изучает (биохимию) и почему выбрал этот университет (папа тут работает). И живёт он в общежитии на соседней улице. Короче говоря, сосед. Встреча мимолётная и ни к чему не обязывающая, но мне было очень стыдно, что его знакомство с первым (возможно, единственным в жизни) человеком из Беларуси началось вот с моего подозрения. Чак, прости меня, пожалуйста, я был на своей совковой волне.
Днём в воскресенье, как и полагалось, сходил с Марком и в костёл, и к методистам. В костёле – к моему грандиозному шоку – ксёндз вещал о традициях и о том, что традиция – социальный конструкт. Мол, если традиция не вписывается в современный мир, не объединяет людей, но разъединяет, то от такой традиции надо отказаться. Цитировал и Библию, и фильм «Скрипач на крыше», и философа Дюркгейма (!!!), и вообще я был в полном удовлетворении. В сущности, хоть он прямо так не говорил, но он косвенно делал отсылку на закон об однополых браках и о том, что в христианстве якобы нет такой традиции. Традиции меняются, это норма, надо быть открытым к переменам – такой был основной посыл. Я чуть не зааплодировал. Неужели католики делают такой рывок вперёд в мировоззрении? Вообще, диву даюсь, насколько американцы замечательные ораторы, неужели их учат этому с пелёнок?
В костёле. Марк (крайний справа, уткнулся в телефон) идёт причащаться. Мне же наказал: причащаться пока рано (окей-окей, Марк).
Потом мы пошли в методистскую церковь, которая меня разочаровала и вогнала в депрессию. У протестантов нет структуры, для них месса – не то, что для католиков. У католиков – это время для размышления о судьбах мира и людей, о бренной душе и о тех, кто отошёл в мир иной. У протестантов – насущные вопросы. Началось с того, что госпожа пастор спросила, какие гимны аудитория хотела бы спеть, и народ из зала тянул руку и называл номерок. Мы открывали песенник на нужной странице и вместе пели. Одна девушка выбрала гимн, который назывался «Красивая Америка», и тут у меня разорвался шаблон: при чём тут красивая Америка к религии? Ну ладно. Потом было время для молитвы. В зале собрали записки с тем, за что люди хотят помолиться, и зачитываемые желания вызвали у меня улыбку: хочу помолиться о нашем новом доме, хочу помолиться о своем коте, хочу помолиться о своей успеваемости в школе и т.п. Всё очень приземлённое, посюстороннее и прагматичное. Госпожа пастор выбрала молитву, прочла её – и пошли дальше. Её проповедь (если можно так назвать), как ни странно, тоже была о традициях. Она процитировала библейскую Песнь Песней и сказала, что эта книга – о человеческой сексуальности (sexuality), отчего у меня челюсть упала на пол. Она четыре или пять раз повторила, что человеческая сексуальность – это так естественно и мы рождаемся тем, кем рождаемся; но про традиции – ни слова. При всем моем согласии с главным постулатом, я всё же ждал мудрого наставления, а не детских аксиом. В следующий раз, она сказала, надо брать с собой друзей, потому что будет… «игра с руками», она соединит библейские тексты и медитативные практики. Я почувствовал, что надо мной поглумились: зачем так опошлять и медитативные практики, и Библию? Впрочем, тут я словил себя на мысли, что слишком легко выношу суждения, чего делать нельзя по определению. Поэтому при всех странностях этого визита к методистам мой главный урок: перестань осуждать или давать оценку.
У методистов
А вечером позвонил Джим, прихожанин из епископальной церкви (тоже протестанты), которого встретил в прошлое воскресенье, и пригласил в будущую пятницу нас с белоруской Катей на ужин к ним в церковь («первый раз бесплатно»). Мы отказались. Он так дипломатично начал разговор по телефону: «Юри, привет, не уверен, что видел тебя на службе сегодня, как твои дела?» Разумеется, меня там не было, я ходил к методистам, но эта аккуратность в выражениях – сахар для ушей.
Попал сегодня утром на первый урок испанского. В классе – 23 человека: я один иностранец, остальные американцы (в основном из Новой Англии). Парней гораздо больше, чем девушек (примерно 14/9), афро-америакнцев 5 человек. Почти все почему-то изучают коммуникацию (Communications). Словил себя на мысли, что был напряжён: из испанского помню мало что, а нужно было интерактивничать, язык заплетался. Зато перкрасная Памела утром дома поприветствовала по-испански: «¿Cómo estás? ¿Dormiste bien?» (исп. «Как дела? Хорошо спалось?»). Ах, как медвяно звучит перуанский акцент.
Сегодня ещё будет и два урока (по три часа каждый) по моей специальности. Должен буду понять, в чём сущность педагогического дизайна и что именно буду изучать. Чую, глаза останутся в книгах. Время сравни свету, смотришь назад и задаёшься вопросом: когда это я успел протопать по Земле 26 лет?
Берегите себя и своих близких.
В украиснком магазине продают глазированные сырки, пиво «Балтика», хлеб (как у нас!) и проч.-проч. Продавец в магазине (из Киева) посмотрел на меня и сказал, что мне надо больше питаться. Ах, люди, пожалуйста, перестаньте, я доволен своими 61 кг.
Только заметил, что в фокусе оказался чей-то зад, а вообще фотографировал почту и конвертик, который отправил своим в РБ
Мой любимый черничный кекс. Я ем достаточно, честно!
Очередь в университетском книжном магазине
Учебник по русскому языку, по которому тут учатся студенты
Предложения-примеры в учебнике по русскому языку
После урока по испанскому
Дорогой Юра! Спасибо за интереснейшие статьи и за Литвина. Сегодня засела за изучение твоей почты. Но комментарии мои не хотят отсылаться. Очень жаль.
Вчера проводили на поезд в Вильнюс моих самых любимых и родных. У них скоро самолет до Эйнтховена. Очень хочется написать философский трактат о смысле встреч и расставаний. НО… не обладаю писательским даром как ты. Пиши. Продолжаю изучать и ждать твоих новых произведений. Успехов тебе, удачи! Береги себя!