В восемь утра во вторник утром три брутальных мужика стали ломаться ко мне в дверь в комнате. У Клэр на третьем этаже потекли трубы, и она не может сходить в ванну. Я был в курсе, что придут рабочие (труба в стене в моей комнате), однако их явление в столь ранний час меня озадачило по двум причинам: (а) зачем надо было стучать так, что проснулись соседи за три дома от нас? (б) я лёг в два часа ночи, делая домашнее задание (не я один – свет в комнате у Памелы горел и после того, как я закруглился с омовениями); по-моему, в восемь утра студент имеет право ещё немножко поспать. В каждой досаде, как изюм в булке, есть крупицы полезного, так что ожидаю, что будущей ночью на сон уйду совсем рано и провалюсь в бездну к Морфею.
Вчера прошли первые два урока по моей специальности – «Принципы преподавания и обучения» и «Педагогический дизайн I». Оба предмета преподаёт в этом семестре (и только в этом семестре) заведующая кафедрой. Она женщина харизматичная, с чувством юмора что надо. Первое, что отметил, — как по-разному она организовала оба занятия. Они были до мелочей продуманы: жесты, вздохи, паузы, шутки – всё было на своём месте, и я радовался, так как очень давно не видел такого профессионального занятия. Виртуозного. Занятия в магистратуре длятся три часа: мы начали в 16:00 и закончили в 21:30. Каждое занятие имеет внутреннюю переменку в 15 минут. Аудитория, однако, насторожила: 33 человека на «Принципах преподавания и обучения» и примерно столько же на «Педдизайне» (половина из них — спортсмены), это притом, что в прошлом году, например, было всего 12 студентов на каждом из этих курсов.
Тиффани Козалка, завкафедрой педдизайна в Сиракузах
Наконец-то нам рассказали, чем мы будем заниматься и что же такое педагогический дизайн. Боюсь делать спешные заключения, но я сидел — и мои губы пульсировали в кроткой благодарности за то, о чём говорилось в те мгновения. А именно: как раз то, за чем Космос меня сюда направил. Приятная особенность Тиффани в том, что она практик. Она пришла в преподавание педдизайна через десятилетия практики в корпорациях, поэтому её голова усыпана звёздами примеров. «Наша задача с вами уяснить, что роль преподавателя (инструктора) – стимулировать обучение и больше ничего. Но как это сделать – вот это вопрос вопросов», — говорила Тиффани. На выдуманном примере об отце, который не сумел с первого раза научить своего сына завязывать шнурки, Тиффани показала, как можно думать о ситуации «в трёхмерном измерении», другими словами, стараться видеть, что порой не только и не столько А следует из Б, но Б следует из Г или Р следует из М. Для иллюстрации 3D-мышления привела в пример научно-фантастический фильм «Контакт» (1997), который даже захотелось посмотреть.
«Педагогический дизайн случается до того, как начинается всякое обучение, — рассказывала Тиффани. – Вы приходите к врачу и говорите, мол, доктор, у меня болит вот тут в животе – это мой гастрит. Но врач говорит, мол, погоди-погоди, всё может быть, но, может, это не гастрит, и вовсе не живот, а аппендицит, или поджелудочная, или Бог весть что ещё». Если обучающие теории просто описывают процесс обучения, то теории педагогического дизайна предписывают действия, которые стоит проделать, чтобы улучшить обучение и достичь всех поставленных целей. Примеры у Тиффани есть всякие: «Каждый день каждый из нас — педагогический дизайнер, который проходит все пять стадий центральной рамки по решению проблем, используемой в педдизайне, — ADDIE (анализ, разработка, создание, внедрение, оценка. Например, когда вы выбираете, что же утром надеть на себя из гардероба. Вы анализируете, что будет лучше: надеть то же, что вчера, или свежее, или несвежее и т.п. Вы разрабываете это решение: берёте в руки материал и присматриваетесь, то ли это, что вам нужно. Вы создаёте свой образ: надеваете эту одежду, смотритесь в зеркало. Вы внедряете решение на практике: идёте на работу или на учёбу. Наконец, в конце дня вы оцениваете ваше решение: и думаете: ‘Вот чёрт, плохая была идея надеть не стиранное платье с прошлой недели’ и т.д. А кто-то с вечера приготовил для себя одежду на завтра, утром встал, накинул на себя эти тряпки и никакой головной боли с утра. Нет ни одной проблемы, которая не имела бы в своём решении те стадии, которые предаставлены в модели ADDIE».
Но были примеры и посерьёзнее: «Я работала в одной компании, где менеджмент не мог понять, почему машинистки не стали работать лучше после миллионов долларов, ввёрнутых во всякие курсы, тренинги и суперновое оборудование. Меня пригласили разработать новую программу обучения, но я остановила начальника и сказала, что пока рано делать такие выводы. Надо было проанализировать, что шло не так. И что вы думаете, было не так? (Тут студенты делились своими мыслями. – Ю.П.) А ведь оказалось то, что сотрудницы, конечно же, могли работать быстрее и продуктивнее. У них было правильное отношение к работе, навыки – на высоте, но был отталкивающий фактор: никакого поощрения за новые объёмы работы им никто не обещал, и потому у них назрел небезосновательный вопрос: а зачем работать больше за те же деньги? Конечно, не думайте, что я пришла и мне там сотрудницы сразу всё выложили, как на ладони. Выстроить доверительные отношения с теми, с кем работаешь, — это вопрос времени, и порой немалого, чтобы доказать им, что моя задача – не уволить их, а разобраться, в чём дело и постараться помочь. В итоге никаких новых обучающих программ не надо было, начальнику просто надо было раскошелиться на зарплаты, а не тратить деньги на новые тренинги. Здесь мой педагогический дизайн ограничился первой стадией – анализ. И, признаться, 60-70% случаев, когда я работала в корпорациях, были связаны именно со стадией анализа: он просто не был глубоким и продуманным. В другом случае, держитесь за стулья, проблема была в освещении. Надо было просто дать более сильное освещение, чтобы работа зацвела буйным цветом (Там загвоздка была в ручном труде. — Ю.П.)».
Когда я это слушал, я поражён был, насколько это созвучно тому, о чём писал в заявке при поступлении. Поэтому-то приёмная комиссия, как теперь понимаю, и записала на педагогический дизайн, потому что я идейно уже писал об этих вещах, но не знал, что есть специальное понятие, что есть такая дисциплина, возраст которой несколько десятилетий. Педагогический дизайн – это процесс систематического перевода принципов преподавания и обучения в конкретные планы учебных материалов, активностей, инфоресурсов и оценки результатов. Педагогический дизайн меняется во времени: принципы десятилетней давности больше не работают в современном мире.
Я сидел на первой парте, наблюдал за Тиффани и каждую секунду рефлексировал: если бы я был на её месте, хотел ли бы я так же построить свой урок, так же преподнести презентацию, так же пошутить в том месте, где она пошутила, так же снабдить примерами важные постулаты? И всякий раз говорил себе: «Да, это идеальный урок, не знаю, получилось ли бы у меня так же, но я бы хотел быть на неё похожим». Ключевые проекты для семестра кажутся мне сложными (например, нарисовать инфографику – я никогда этого не делал в жизни, надо к Кристине Шведе обратиться, хихи), но мне хочется этим заниматься. После «гендера» я чувствую, что вчера на первом занятии Вселенная сделала подарок: наконец-то никто ни с кем не ругается, нет идеологии, есть то знание, которое выливается в конкретное трудовое поведение.
Окрылённый, я шёл домой, а за мной шла девочка-спортсменка из Украины, которая позвонила своей подруге (а может, другу) и сказала так (почти дословно, она ещё не знает, что я из Беларуси и понял каждый её звук): «Пи#дец! Что это было вообще? Ничего не понятно, она о чём-то там рассказывала, и уже надо что-то делать. Я в шоке, я в а#уе. Когда там у нас следующее занятие – четверг что ли? Блиииин». И я больше не мог этого слушать, свернул в другую сторону. Снова подумал: ну молодцы Сиракузы: вот пример спортсмена, которому вы даёте стипендии, которого хлебом не корми, дай спортом позаниматься, а тут надо брать какой-то курс в магистратуре, что-то учить и даже (!) понимать. Не хочу обобщать, может, это просто неудачный пример восточноевропейского менталитета. А возможно, настало самое время сделать анонс: друзья, если у вас есть спортсмены, которые семи пядей во лбу (или в ногах, или в руках, или везде сразу – you name it), передайте им пожалуйста, что им дадут стипендию в частном американском вузе, главное – показатели в спорте, лучшие результаты, лавры университету, а он обяжется в свою очередь вас отучить и выпустить. Пусть не на отлично, пусть на удовлетворительно, но программу оплатят.
Берегите себя и своих близких.
Искренне рад, что судьба подарила Юрию такой курс и такую мощную преподавательшу. Блестящая альтернатива жизни в казарме, не так ли?
Ступенька в лестнице пед. дизайна: http://neomam.com/interactive/13reasons/