Последние полтора месяца я будто заново вливался в тихую американскую жизнь. Семь недель Беларуси оставили на мне скорбный отпечаток в плане реакций на людей и события. Кто-то не улыбнётся (например, кассирша-китаянка в «Данкин Донатс»), и я про себя отмечаю, как немой дед-ворчун, мол, экая злюка. Был один сосед по квартире (американец) и жил через стенку – никогда не здоровался. Встречаемся с ним лоб в лоб в нашем узком коридоре, я натягиваю улыбку и приветствую индивида, а в ответ тишина. Сейчас на его место заселилась другая американка с такими же манерами. В доме целый месяц жили французы из Страсбурга, и поначалу мне казалось, что они нелюдимые. Но как-то с одним из них обменялся парой фраз вечером, потом с другим, в итоге оказалось, что им очень даже было интересно общаться. Но назавтра они уехали — закончилась их летняя практика в Сиракузах. Даже горевал, что не было смелости заговорить с ними ранее, пока они ещё жили у нас. Помню, один из них спросил: «Ты американец?» Я ещё подумал: «Почему он спрашивает? Я ж назвал своё имя, да и акцент налицо». А потом понял: он спросил с тонкой французской иронией, ведь американцы на контакт – во всяком случае, в нашем доме – первыми не выходят.
За минувший месяц не было сил читать ничего по педдизайну. Шёл последний (и бесполезный) курс, за который мне поставили «А» и расхвалили. А я понимал, что похвала была незаслуженной, поскольку делал я и проект, и онлайн-обсуждения с натягом, как из-под палки, наотмашь, без души. Потом проанализировал и увидел, что из 10 предметов по педдизайну на моей программе только 4 действительно помогли мне понять лучше педдизайн (все четыре преподавала Тиффани), ну и ещё 1 был интересный курс, но преподавался из рук вон плохо. Лишь 40% курсов дали мне 90% практических знаний – какая радостная и одновременно горькая истина. Ибо можно было пройти только эти четыре предмета за 3,5 месяца, а не за 11.
В июле началась учебная практика с Тиффани, где первым заданием было написать 60 вопросов по её предмету «Принципы обучения и преподавания». На каждый вопрос уходило 30-40 минут: представить себе не мог, что для того чтобы написать умный и интересный вопрос, требуется так много времени. Хороший вопрос помогает усвоить материал, а не подловить на незнании – такой главный вывод из этого задания. Итого ушло 20 часов чистой работы. Жду второго задания.
Изучал жизнь и идеи А. Радищева, того самого, который написал «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Какой всё же интересный человек, на формирование взглядов которого сильно повлияла его учёба в Германии. Мне вообще кажется, что люди, учившиеся за границей, смотрят на мир и на свою отчизну совершенно другим взором. Радищев, думаю, уже внятно осознавал до и особенно после поездки, что две трети населения, скованного крепостничеством, не могут приносить большой пользы стране. Ну невозможно в рабстве и неведении, без прав и имущества что-то созидать. И смущение, и гнев, и попытки найти выход из этого всего вылились в его «Путешествии» в идею народной революции. Религия приводит всех к упадку и деспотизму, подавлению свободы, угнетению, рассуждает Радищев. К свободе ведёт народный бунт, но и он шаток: через время новый человек приходит к власти, и песТня повторяется. Люди должны учиться обуздывать свои страсти – только так порочное кольцо остановится. считает автор. Короче говоря, очередная утопия. И вот едет Путешественник из Петербурга в Москву, общается на пути с разными людьми, показывает их точки зрения. Выезжает с желанием покончить жизнь самоубийством, а в Москву въезжает обновлённым и жаждущим жить. Милейше, по-моему. Поразителен стиль Радищева: старый русский язык восхитителен. Каково одно предисловие – его вычурный синтаксис и архаизмы!
Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлённа стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце моё далёко её от себя оттолкнуло. Я человеку нашёл утешителя в нём самом.
Продолжаю временами смотреть документальные (!) фильмы про пришельцев – и увлекательно, и целая новая копилка вопросов, которые можно задавать древним мифам и современным космическим исследованиям. Вчера мой знакомый из Пуэрто-Рико спросил: «Юра, вот ты там в Фейсбуке делишься ссылками на фильмы про пришельцев, ты это серьёзно? Я вот вроде знаю тебя, как-то вроде и не ты». Я хихикнул. На данном этапе это единственная платформа (канал History, фильм “Древние пришельцы”), где люди задаются вопросами о множественности миров, древних мифах и существовании иного разума во Вселенной. Почему не послушать и не подумать? Кто его знает, может, где и существует Гиперкуб, через который мы можем переходить в параллельные миры? Я не спешу откидывать эти идеи в мусорное ведро, просто потому что на данном этапе науке об этом ничего не известно.
Прошёл месяц новой работы в отделе оценки эффективности программ в университете. Сейчас отдел работает на результат: в 2018 году пройдёт аккредитация университета, необходимо оценить эффективность всех 420+ учебных программ, которые Сиракузы предлагают страждущим студентам. Целый месяц я сидел над новым сайтом, пытаясь организовать информацию удобным способом. Короче говоря, простой контент-менеджмент, никакого педдизайна. В четверг утром (25 августа) поговорил с шефом, и он предложил остаться поработать осенью 20 часов в неделю. Я уточнил, какого рода задания будут, ибо заниматься сайтом – это совсем не то, чем бы мне хотелось заниматься. Джерри заверил, что будет больше педдизайна.
В понедельник 29 августа начинается новый семестр. Курсов у меня больше нет, по плану только работа с Джерри, практика с Тиффани, работа над портфолио, собственно поиск работы. Но никаких обязательных уроков, заданий, оценок, групповых проектов. Даже не верится.
Берегите себя и своих близких.