Мост английского языка и культуры

На время отпуска мне посчастливилось возглавить проект летнего лагеря в 10 дней «Мост английского языка и культуры», который организуется Белорусской ассоциацией клубов ЮНЕСКО во главе с Д.Ю. Субцельным. Впервые за почти 15 лет работы подобных лагерей (а есть и мост немецкого языка и культуры, и даже китайского) смена с 23 июля по 02 августа проходила не в Минске и его окрестностях, а вдалеке. Занесло в Гомельскую область, в деревню Старые Дятловичи. 57 детей + 12 педагогов-волонтёров (из них 3 – носители языка из Великобритании и Швеции) – таким был состав нашей команды. И эти дни отпуска от ЭПАМ’а и работы с детьми были предельно насыщенными и волшебными.

1. Славословие

Возраст детей растянулся от 10 до 17 лет (чуть-чуть прискорбно), потому как изначально проект рассчитывается на примерно одинаковую категорию детей – 14-16 лет. Порадовало то, что были две девочки из Столбцов. Одной, Жене Свистун, в конце лагеря все единогласно хотели вручить сертификат на бесплатное посещение лагеря в следующем году (ибо, по мнению всех 12 педагогов, Женя больше всего продвинулась в своих навыках по сравнению с тем, какой приехала в лагерь), но потом выяснилось, что она в следующем году заканчивает школу, а мы не можем вручать будущим выпускникам подобные сертификаты. Поэтому такой награды удостоилась другая девочка, которая на год младше и которая тоже значительно выросла по сравнению с самой собой. Так вот, вторая девочка – Диана Чернец – вот-вот вернулась из трёхнедельной летней школы в Англии. И поскольку я лично с ней работал раньше в плане устной речи, то могу смело заметить, что она тоже сделала огромный шаг вперёд по сравнению с тем, как она умела говорить каких-то два месяца назад.

Носители языка из Англии были очаровашки. Алекс (Александра) с польскими корнями, а также Кейти с еврейскими корнями. Кейти 10 месяцев своей жизни жила в Индии, 6 недель проживала там в ашраме, искала баланс и набиралась жизненных знаний. Потом год ещё жила в Испании. Обе англичанки ещё те авантюристки. Они из Англии добирались в Беларусь автостопом 4 дня. Когда мы услышали эту историю, мы были, мягко говоря, в оцепенении. Как им было не страшно? Но ведь получилось же! Удивительно. Швед, признаться, был крайне серьёзным, везде находил минусы в работе лагеря и почти никогда не говорил ничего стимулирующего. Очень досадовал, когда его предложения или суждения отвергались, очень лично воспринимал мои решения на этот счёт, за что дважды назвал меня «диктатором». Ну что ж, замечу только, что у него слишком романтические представления о диктатуре. Так вот носители языки и я (а также ещё одна белоруска, которая два года отучилась в американском университете Принстон) до обеда преподавали (3 занятия по 50 минут), а после обеда по желанию принимали участие в послеобеденных мероприятиях.

Белорусские девочки-педагоги были гениальными. С 15 до 23 дети были под их зорким глазом и под их добрым крылом. Игры, игры, игры – так можно описать вторую половину дня. И всё это – на английском языке. О Боже, какие они были бесподобные. Помню, девочка одна показала им игру «Ниндзя» – она стала самой любимой игрой ребят.

Отдельное слово благодарности должен сказать Оле Меньшиковой из БГУ – и моей ассистентке по совместительству. У неё всё всегда было на подхвате, она всегда помнила всё и даже больше как по работе, так и по части досуга. Столько преданности и трезвой критичности не видал очень давно. Оля помогала и в подготовке уроков, и она же отбирала анкеты детей, и ещё многое-многое делала, а я потом – как истинный директор проекта – одобрял и делал 2-3 незначительных и номинальных замечания о том, как можно в следующий раз улучшить решение тех или иных вопросов.

А также в помощь нам Гомельский отдел образования дал Владимира Александронца – это просто улёт. Он работает методистом, в этом году закончил Гомельский университет имени Скорины. Его великолепные лидерские навыки и хорошо отлаженная «педагогическая парадигма» – то, чему каждому из нас надо учиться, учиться и ещё раз учиться. А в сочетании со здоровым юмором и назодчивостью он для лагеря был просто незаменим.

Персонал лагеря был также здоровским. Медсестра Ирина!!! Кто, если б не она, заботился о питании детей и педагогов. Особенно педагогов. Она всегда интересовалась, наверняка ли педагоги не голодают и хотят ли они поесть (особенно меня умилял этот вопрос в 23:00). Сам директор лагеря, Евгений Михалыч, очень положительный человек. Есть у них ещё и методист – душа компании Казимир Биль. Тоже человек-встреча. И многие-многие.

Очень надеюсь, что будет возможность ещё раз увидеться с этими людьми, поработать с ними, пообщаться, провести время.

2. Педагогика на практике

Признаться, ехать туда в качестве директора проекта было немного страшно. Во-первых, это ответственность. Во-вторых, вечные сомнения: а получится ли сплотить команду. Но знаете, первый опыт всегда даётся с особой потугой. Но могу заверить вас в том, что творческим людям свойственна самоорганизация. Была общая стратегия, и далеко не всегда вечером мы точно знали, какие игры предложат детям белорусские педагоги или о чём будут говорить на своих уроках Алекс, Кейти, Юар, Мария или мы с Олей. Но каждый раз всё удавалось, всё решалось как бы само собой. И дети были радостными, и с нашей стороны не было излишней серьёзности, которая всегда убивает созидательные начала.

Каждый вечер мы старались проводить рефлексию как с детьми, так и с педагогами. Конечно, на радостях чаще всего дети отмечали, что нравится всё, вообще всё. Если в начале лагеря самым частым прилагательным было слово “interesting”, то в конце лагеря оно уступило место слову “cool”.

Вообще, мы разделили детей на 5 групп в самый первый день. Провели тест небольшой, показывали разные картинки детям и просили их описать то, что они видят, как можно более детально. В принципе, группы были совмещённые, нельзя сказать, что одна группа была лидирующей, а другая слабой. Мы поэтому и называли группы по цветам – green, pink, orange, yellow и purple. Но тенденции были очевидными. Всё равно мы как преподаватели сразу поняли после первых уроков, что есть явные лидеры как среди 5 группа, так и в каждой группе.

Основная форма работы с детьми на учебных занятиях до обеда – это неформальный урок-дискуссия. Как учеников между собой, так и напрямую с преподавателем. Минимум грамматики (уж пускай школа такими вещами занимается, у них это выходит неплохо), максимум заданий на говорение. Проводили как-то дебаты. Темы клонирования, насилия на ТВ, религиоведения как предмета в школе, любви и проч.-проч. Что порадовало меня, так это то, что в принципе за белорусской талантливой молодёжью (а именно такие и приехали в лагерь ЮНЕСКО) есть будущее. Безусловно, были ребята, которые живут немного в танке, далеки от тем, которые не касаются их, но были те, например, кто уже несколько лет волонтёрит в некоммерческих организациях и ездит за рубеж на конференции, были те, кто на каждый вопрос имеет своё чётко сформулированное мнение. Всем запомнился также парень из Сенницы, Мухаммед, который поразил всех тем, что а) он только 2 года учит английский, а говорит на нём прекрасно; б) занимается паркуром и пару раз демонстрировал нам, на что способен; в) хочет стать хирургом. Вот это термоядерное сочетание.

Кстати, на самом последнем своём занятии мы попросили детей в течении 10 минут подходить к другим ученикам в классе (в том числе и к нам, педагогам) и рекомендовать почитать 1 книгу и объяснить почему именно её. Очень забавные результаты получились. Естественно, были группы, в которых рекомендовали читать, скажем, П. Коэльо «11 минут» о проститутке, считая, что в ней главная тема – возвышенна и безусловная любовь. О святая наивность! Но были те, в которых серьёзно рекомендовали читать классические книги (Шекспира, Уайльда, Оруэлла, Ремарка, Сэлинджера, Гоголя, Лермонтова, даже нашего белоруса 19 века Яна Барщевского и др.), и это была музыка для моих ушей. Как-то даже провели неформальную беседу на тему белорусского языка и что они думают по поводу того, какие пути его ждут. И тоже меня восхитили ответы некоторых, в частности, о том, что его надо поддерживать, развивать, что в других странах такого богатства нет (Бельгия, Австрия), там говорят на чужом языке, а у нас есть и люди не хотят почему-то говорить. И когда спрашивали, а почему вы не хотите говорить на белорусском, они отвечали с такой скорбью: «Но мы ведь нигде его не слышим». Думаю, это можно расценивать и как некий упрёк нашему славному и ленивому кабинету министров, которые могли бы наконец поднять этот вопрос и выступить с поддержкой белорусского языка в стране. Никакого навязывания, просто поддержка.

В один из жарких обедов мы устроили «день Нептуна». О как дети были захвачены! Но, пожалуй, никого они с такой радостью не обливали холодной водой, как педагогов.  Лично я выкручивал потом майку и шорты, и другие педагоги тоже. Может, дети быстрее высыхают на солнце? Или… нам за всё жестоко отомстили! =) В любом случае, было очень весело. Всегда было приятно видеть, как дети стремились общаться в педагогами неформально, после занятий. К этому располагало все. Во-первых, всех называли по именам и на «вы», никаких отчеств (этих леденящих душу отголосков Советского Союза). Во-вторых, общение было только на английском с педагогами, которые задавали миллиард вопросов детям и с интересом и терпением выслушивали их ответы. Наверняка, ребята это оценили по полной. Даже секреты у них свои были. Помню, сидим на обеде с детьми (а там было 6 столов, и каждый педагог сидел с детьми за столами, чтобы и там они старались употреблять английские слова; в частности, они выучили, что зефир наши англичанки называли “meringue”), и спрашиваю у своего столика: «Ну и о чём вы говорили с Алекс и Кейти?» Девочки заулыбались, у двух на щёках появился румянец, и одна из них, самая смелая, молвила: «Ну… Об одежде в Англии, моде, как это всё меняется». Три девочки сдержано похихикали. «Ох, – подумал, я, – ну главное, чтобы слова новые выучили». Потом спрашиваю у Алекс, мол, о чём же вы там говорили. Алекс сама заулыбалась и говорит: «Ну конечно же, об отношениях, о первой любви, о дружбе-недружбе и о больше-чем-дружбе, конечно же». Согласен, это крайне важный пласт ежедневной лексики, которому тоже в школе не научат.

Несколько раз за лагерь мы устраивали детям дискотеку. В одной из них я сам принимал участие, от чего получил уйму удовольствия. На мне в тот день как раз была розовая хипстерская майка, которая почему-то привлекла всеобщее внимание с самого начала дня. Помню, ещё на уроках девочки из оранжевой группы отметили, что им нравится эта майка и те шорты, потом педагоги ехидно решили устроить конкурс, приз в котором – эта самая розовая майка. Оля Меньшикова целый день не могла не поддаваться соблазну делать комплименты этой майке (в своей лучшей язвительной манере). Так что к концу дня не раз вспоминал Оскара Уайльда, который особое внимание уделял одежде и который как-то сказал, что пара его модных брюк всколыхнула всю Америку, хотя он приехал туда читать лекции об эстетике, искусстве и Красоте.

К концу лагеря мы насчитали 5 или 6 пар. Одна из них – платоническая из обоих девушек (so sweet). Наша педагог белорусская, Анджа (Аня – в паспорте она Anja), постоянно вела в своё удовольствие скрытое наблюдение, за что мы дружно называли её НТВ, транслирующей «скандалы, интриги и расследования». Кто знает, быть может, хотя бы одна из этих пар сможет удержаться на плаву и после лагеря?..

В целом, атмосфера учёбы в лагере гармонично сочеталась с игровыми элементами. Дебаты, кружок киноманов, подвижные игры, волейбол, пробежки по окрестностям, поход в местный магазин, от которого так и пахнет стариной в прямом смысле, неофициальные беседы в педагогами – детям нравилось всё. Конечно, как одна девочка написала в анонимной анкете, есть и «самая тёмная сторона это лагеря» – душ. Действительно, в лагере было всего 2 бойлера (140 литров), который нагревается за 1,5 часа, и на 70 человек этого явно недостаточно. В начале были недовольные, чуть ли не митингом шли на белорусских педагогов, но в концу смены смирились и поняли, что недостаток горячей воды на одну неделю  – это такие мелочи жизни. Их сплотила идея лагеря – а это главное.

Надеюсь, в следующем году принять участие в одном из этих проектов ЮНЕСКО вновь. Да.

С социалистическим приветом,
Юра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.