Скакалка на кухне

Две недели после начала учёбы прошли быстрее, чем думалось. Во втором семестре нас завалили чтением настолько, что порой хочется поскулить. При всём при том, что я умудряюсь предаваться лени и потом сокрушаться по этому поводу, я полагаю, что для моего обучения такие объёмы непродуктивны. К предыдущему материалу мы возвращаемся лишь касательно, а это значит, что всё, что изучено и прочитано на прошлой неделе, к началу будущей недели имеет в памяти лишь матовые óтблески. Хотя трепетно и страшно подумать, что через три месяца этот семестр уже закончится. Нет, отдыха не будет. В июне и июле у нас будут два обязательных онлайн-курса, так что работать над предметами надо ещё полгода.

УЧЕБНОЕ

Не все предметы в этот раз одинаково захватывающие. Так, например, вторая часть педагогического дизайна призвана показать нам глобальную картину сией дисциплины, и потому мы смотрим на модели педдизайна. В конце семестра должны будем представить собственную модель, суть чего я пока так и не понял. Но как только пойму, сразу же поделюсь изысканиями.

Радует при этом испанский. Эндрю в этом семестре преподаёт на порядок выше (что произошло за 5 недель каникул, даже не берусь предположить), чем в предыдущем семестре, и его занятия интересные и практичные. Ни один студент из прошлой группы не пришёл учиться в этом семестре с Эндрю. Я их понимаю. Но перемены налицо. На уроках наконец-то студенты говорят. Не буду приписывать себе ничего, но я помню, как он задал вопрос на первом занятии, и все ребята, как всегда, боялись что-либо сказать. Я поднял руку и уверенно, хоть и с ошибками, ответил, как умел. Он задал следующий вопрос, и уже поднялось две руки «из зала». Следующий вопрос – и снова потянулись руки. Просто иногда надо поставить себя первым под удар, всё-таки детям там по 18-19 лет, они вчера ещё в школе сидели, и дискомфорт, который неизбежен на первом групповом занятии, унять крайне сложно: все ведь присматриваются друг к другу, всем же ж интересно, как их воспримут. В общем, после семи уроков могу сказать, что половина учащихся из 20 студентов старается говорить активно, вовлечённо. В этот раз Эндрю не проводит странных игр, которые скорее смущали в прошлом семестре, чем помогали в учёбе (например, рисовать бар с блюдами или играть в мячик). Недавно играли в а-ля крестики-нолики. Надо было переводить короткие предложения с правильным употреблением глагола «быть» (их два в испанском, нельзя путать). Правильный ответ – крестик или нолик, три правильных – соответственно, победил. Каждая победа открывала букву в главноем зашифрованном слове. Не суть. Суть в том, что, налюдая за студентами, я видел их вовлечённость и какую-то просто радость. Им было интересно. Он стал заставлять нас делать упражнения на говорение в парах. Как минимум, три таких упражнения есть каждый урок.

На учебниках удалось сэкономить: все они были из 1990-х, что меня поначалу очень удивило и растроило. Неужели, думал я, и в США я должен учиться ещё по учебникам 20-летней давности? Впрочем, это было спешное умозаключение, ведь психология людей не меняется, нет разницы, в каком году читать про фазы решения тех или иных проблем. Так вот эти «старые» учебники либо доступны онлайн, либо были в библиотеке (их загодя благополучно отсканировал). Единственная растрата пришлась на учебник испанского ($145.00), ведь к учебнику прилагается код пользования Интернет-ресурсом с домашними заданиями, и это крайне важный аспект.

Есть один предмет один раз в месяц – всю субботу с 08:30 до 15:30 с часовым перерывом на обед. Это курс по анализу проблемной среды (фронтальный анализ, front-end analysis), который мне очень нравится постольку, поскольку такой анализ позволяет выявить, нужно ли вообще педагогическое внедрение. Порой проблемы с производительностью труда (у студентов, у преподавателей, в бизнесе, на производстве) лежат далеко не в том, что люди не знают, как и что делать – как учиться, как преподавать, как подходить к решению производственных задач, а в вещах другого толка: некомфортные условия труда, прессинг начальства, нездоровая атмосфера среди коллег, наказания (типа: ага, сделал задание раньше, получи ещё одно вдобавок) или игнорирование плохой исполнительности (не сделал задание, ничего тебе за это не будет). Обычно к педдизайнерам обращается начальник компании или производства с просьбой научить его сотрудников работать, и первое, что делает любой педдизайнер, – изучает условия, делает фронтальный анализ среды. Классический пример был в одной корпорации, где производили детали для чего-то там: много сотрудников повреждало глаза, т.к. не надевало защитные очки на работе. Оказалось, что (а) освещение и (б) неудобство очков (очки запотевали за 10 минут) приводило к тому, что сотрудники не хотели пользоваться ими, и отсюда многочисленные травмы, но вовсе не в том, что они не знали, когда и как пользоваться этими очками. Тиффани Козалка в первом семестре заверяла нас, что по её опыту 60% таких обращений за педдизайном никак не было связано с тем, что людям нужен тренинг или обучение, но с тем, что есть другие факторы, которые сдерживают производительность (по-английски немного забавная фраза – human performance, букв. «человеческая исполнительность/ работоспособность»). Нам же надо узнать приёмы для анализа среды и их уместность в каждом отдельном случае (интервью, опросники, полевые работы и проч.).

Есть у нас полностью предмет онлайн – стратегии проектного менеджмента в образовании, на мой взгляд, самый практичный курс из всех, что нам тут доселе предлагали. Проект – это временный, но вполне законченный кусок работы с определёнными датами начала и конца этой работы, чаще всего с изначально обозначенными ресурсами (время, деньги, команда). Как только цель проекта достигнута, проект считается законченным. Например, любой тренинг можно рассматривать как проект: в нём участвуют не только студенты, но и преподаватели и составители программы. Приготовление еды на свадьбу можно рассматривать как проект – он конечный (есть крайние сроки), есть исчерпаемые ресурсы, есть команда. Тот, кто руководит проектом, является проектным менеджером, он тоже должен обладать миллионом качеств. Короче. Суть в том, что у нас будет проект, где в группах нужно будет составить план проектного менеджмента для заданной ситуации (педагогическое внедрение). Пока что мне нравится всё, что мы делаем, это очень грамотно составленный онлайн-курс, честно говоря, лучшего онлайн-курса пока что не видел в жизни. Ведёт его Тиффани Козалка (ну, сам Бог велел ей сделать нечто замечательное).

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Иду я с очередного испанского в библиотеку, сзади доносится запыхавшееся «Юриии! Стой!» Оборачиваюсь: за мной бежит с языком на плече одноклассница. «Откуда у тебя эта шапка?» — спрашивает она про мою чуйо, подаренную Памелой. «Из Перу», — отвечаю. «Классно! У меня есть точно такая же! Сразу подумала, что оттуда», — продолжила Эби. «Правда, я там не был, мне подарила соседка по квартире», — говорю. «Аа, ясно. А я ж была просто в городе Куско в Перу полтора месяца, занималась там одним проектом. Купила себе такую шапку. У меня тогда был довольно неплохой разговорный испанский, но уже всё забыла», — комментировала Эби. «Круто, я бы хотел попасть в Куско, и в Мачу-Пикчу, и все дела». «Да, здорово, мне очень понравилось! Ну ладно, у меня урок, я понесусь. Пока!» — «Хороших выходных!» — «Спасибо!» К слову, Эндрю-преподаватель добавил меня (а также Памелу и Пилар, которых приводил в прошлом семестре к нам на испанский) в друзья на Фейсбуке. Как замечательно.

Всё это к чему? К тому, что мне нельзя жаловаться на то, что у меня немного общения с американцами. Оно есть. Конечно, мне не хватает глубины и погружения, какое есть с моими друзьями, но ко мне в целом хорошо относятся, со мной общаются. Общее наблюдение: ну не интересно американцам общаться с международными студентами. Да, на словах – мультикультурализм и воздушные шарики в руках, но на деле не всегда так. И это нормально для этой культуры, у меня лично никаких претензий нет. В этом смысле интересно признание девочки из Косово, Анемоны (которая берёт в этом семестре два предмета с моей специальности): в прошлом семестре у них был предмет «Социология и антропология образования» с замечательнейшей преподавательницей. Предмет был о том, как важно быть открытым к другим культурам, интегрировать всех и вся – студентов из других стран, студентов с другими взглядами, убеждениями, сексуальными предпочтениями, религиями, культурным багажом. «И так иронично, — говорит Анемона, — что на таком предмете, вещающем о пользе включения всех и вся студенты-американцы никогда не вступали в общение со студетами-международниками. Мы и сидели порознь в классе, и проекты мы делали порознь: мы сами себе, а американцы сами себе». Забавное, но очень показательное наблюдение.

Наша Тиффани показывает характер даже в своём онлайн-предмете. В описании курса написано, что команды будут «назначаться» ею. Я нашёл себе команду, мы обсудили, как и что будем делать, поскольку в онлайн-предметах у тебя есть крайний срок, а всю работу ты делаешь тогда, когда тебе удобно – постепенно или в последние минуты. Но меня смутило эта идея «назначения». Пишу Тиффани: «Могу я сам выбрать себе команду?» Тиффани отвечает: «Как и написано в описании курса, когда будет вторая дискуссия, тогда мы это и обсудим». У меня аж закипела кровь: ну как тебе не стыдно так общаться со студентами? Прямо как в Беларуси. Хотя она большой молодец и трудоголик, и при всём при том я её бесконечно уважаю.

На мой 27-й день рождения получил торт. Нежданно-негаданно. Спускаюсь по лестнице на первый этаж, чтобы пойти пообедать с подругами, а внизу стоит Памела и Пилар (девочка из Испании), вручают мне торт и поздравляют с днём рождения. Я был так тронут от неожиданности, что остолбенел на секунду, потом спохватился – врезал два бусяка Пилар (в Испнаии принято дважды целовать в щёчку при встрече), потом приобнял Памелу. Говорю: “Круто. Ну, пошлите теперь поедим”. Пилар была чуток с похмелья, попросила чай. Посидели, поговорили, Пилар с Памелой перешли на испанский, и я сидел только через слово понимал, что они говорят. Когда обедали, пришла Аюна из России, подарила коробку английских конфет с бразильским фундуком. Здорово, приятно, чувственно.

день рождения

Подарок Кати, Пилар и Памелы — именной торт

день рождения 5 тортик

Тортик

день рождения 4 тортик

Памела ещё подарила а-ля флажок с Дартом Вейдером и символикой Сиракузского университета

день рождения 2

Режу торт

день рождения 3 Аюна

Аюна подарила конфеты

все что осталось после подарка Аюны

Но от конфет остался только бантик

Screenshot_2016-01-25-07-44-17

Самый обалденный и неожиданный кусочек внимания в Фейсбуке

На днях в ванной комнате произошло ЧП. В 7 утра я принял душ, в 10 утра ко мне прилетела шокированная Памела с возгласом: «В ванне – грязь!» Я ей: «Что за грязь?» Она: «Не полу какая-то грязь». Я попросил её успокоиться и не придал значения. Через два часа пошёл по делам в ванную и понял, что она имела в виду: на полу не грязь, но точечные пятна из .. какашек. Как будто кто-то не закончил процесс, встал и пошёл. У меня отвисла челюсть. Я знаю, что ни я, ни Памела, ни Ахмед такого не могли сделать. Оставался только наш чернокожий сосед Оби. Но у Оби свой туалет в комнате, хотя мы давно с Памелой заметили, что по тяжёлой нужде Оби ходит в наш туалет. Памела написала общую смс-ку, мол, ребята, это отвратительно, уберите за собой. Ахмед и я отписались, что мы ни при чём, Оби промолчал. Потом Памела в коридоре что-то делала, Оби вышел и спросил: «А что не так? Что случилось?» Памела глянула на него и истерично хихикнула: «Ну как тебе сказать? Не знаю, посмотри там на полу». Из комнаты слышу, что Оби посмотрел, повосклицал чуток, а потом убрал. Потому что явно ни я, ни Памела, ни Ахмед не притрагивались к чужому добру. Вопрос: неужли сразу за собой нельзя было убрать? У меня только одна просьба к Мирозданию: пожалуйста, дай мне сил не обобщать опыт жизни под одной крышей с Оби на всех чёрных людей. Ну мы люди слабенькие: в каждом контексте мы представляем для кого-то всю нашу культуру. Для американцев, с которыми общаюсь, я представляю совокупный образ белоруса. Ну такие вот изначальные настройки в мозгу. Тяжело, очень тяжело противостоять.

ВРАЧЕВАЛЬНОЕ

Гайморит свой я убил на время, но герпес уже четвёртую неделю ютится на уголке рта. Болит и не уходит, несмотря ни на что. Позвонил узнать, сколько стоит здесь в Сиракузах простая чистка зубов — $70.00 (интересно, что значит «непростая»?). Однако к чистке врач должен допустить: сделать какие-то снимки, поверить рот и всё такое, а это $210.00 (у меня нет зубной страховки, поэтому такие цифры). Но стоматолог нужен, а ближайшся запись – 22 февраля. Стоматология стоит нереальных денег. Знакомая Аюны, девочки из России, с которой я учился в Берии 5 лет назад, делала себе чистку зубного канала, так уж вышло, что всё болело ей, и заплатила та девочка $2000. Впрочем, не только стоматология странна. Если нет страховки, можно совсем растратиться. Аюна обнаружила у себя аллергию на креветки. Обнаружила, когда съела креветки. Всё воспалилось, горло вздулось, она полетела в отдел скорой помощи. Вошла туда, её посадили в кресло, потом пришел врач, посмотрел её. Недавно ей пришёл счёт: $750.00 за «пользование» скорой помощью и $200.00 за консультацию врача. Будем надееться, что документы на страховку (Aetna), которые Аюна отослала в больницу, подойдут, и ничего не придётся платить. Вы ещё не смотрели фильм «Здравозахоронение»?.. Вспомнился мне он что-то…

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

На прошлой неделе пишет мне брат, мол, а какая у тебя вообще стипендия. Улыбнулся, потому что не может быть, чтобы я ему этого не говорил. Но раз ему так интересно, то наверняка интересно всем другим, а в этом нет никакого секрета. Мне платят $1500 в месяц, из которых $650 уходит на жильё с коммунальными. Из оставшихся $850 на жизнь большая часть денег уходит на еду. В любом виде: в забегаловке, дома, в кафе и т.п. В декабре и январе вёл подсчёт, получается, что в декабре на еду ушло $510, а в январе — $430). Остальное – это книги, таблетки и капли для носа были, ботинки, стрижка, автобус, кино, отправить открытки, купить ручки. В общем, ничего я себе сверх не позволяю. В свободном остатке денег тоже не остаётся. Поэтому если кто-то думал, что я тут с песнями-плясками живу, то совсем нет.

Посмотрел я и на стоимость учёбы. Моя программа подразумевает 10 предметов. Каждый предмет стоит $4164. В Беларуси, пожалуй, иностранцы столько платят за учёбу за весь год, а здесь только один предмет такой дорогой. Т.е. $41 640 в год только на предметы. А ведь есть разного рода сборы и поборы (типа медстраховки, организационные сборы), нужно платить за жильё и питание. В общем, поучиться один год на моей специальности в Сиракузах простому смертному со всеми расходами обойдётся в районе $60 000. Сколько из этого плачу я лично? Ничего. В меня поверили вуз и спонсор. Что ж, надеюсь, эта сторона вопроса освещена сполна. Главное – после этой программы применить себя, устроиться хорошо, найти свою нишу. Тут на кафедре вот хвалятся, что нынешняя министр образования Индонезии в середине 2000-х годов училась на нашей специальности, а сейчас реформирует образование в Индонезии. Хороший, очень хороший пример для подражания.

стоимость учебы в Сиракузах

Стоимость учёбы в моей учётной страничке в системе университета

ПОЭТИЧЕСКОЕ

На каникулах откопал стихотворение великого и гениального испанского поэта Гонгоры (Луис де Гóнгора-и-Аргóте, 1561-1627). Его ассоциативность, сравнения, образность речи меня пленяют, и вот наконец могу посмотреть на него в оригинале. Памела в целом меня ошарашила, когда, прочитав пьесу «Жизнь есть сон» испанца Кальдерона (17 век), сказала, что язык почти не изменился. Дайте мне Статут ВКЛ, и я вряд ли там что-то пойму. У испанцев есть преимущество. Концептуально сонет (1584) о том, что стоит опасаться соблазна любви и плотских утех, ведь любовь – это яд, это муки Тантала: желаемое рядом, но до него всё равно не дотянуться, будешь обманут своими же химерами (перевод очень близок к оригиналу):

Зовущих уст, которых слаще нет,
Их влаги, окаймлённой жемчугами,
Пьянящей, как нектар, что за пирами
Юпитеру подносит Ганимед,
Страшитесь, если мил вам белый свет:
Точно змея меж яркими цветами,
Таится между алыми губами
Любовь, чей яд – источник многих бед.
Огонь пурпурных роз, благоуханье
Их бисерной росы, что будто пала
С сосков самой Авроры – всё обман;
Не розы это, нет, – плоды Тантала,
Они нам дарят, распалив желанье,
Лишь горький яд, лишь тягостный дурман.
(пер. Владимира Резниченко)
La dulce boca que a gustar convida
un humor entre perlas distilado,
y a no invidiar aquel licor sagrado
que a Júpiter ministra el garzón de Ida,
amantes, no toquéis si queréis vida,
porque entre un labio y otro colorado
Amor está, de su veneno armado,
cual entre flor y flor sierpe escondida.
No os engañen las rosas, que a la Aurora
diréis que, aljofaradas y olorosas,
se le cayeron del purpúreo seno;
manzanas son de Tántalo y no rosas,
que después huyen del que incitan ahora,
y sólo del Amor queda el veneno.

Другой кусочек поэзии – от поп-певицы Кайли Миноуг. Мне она очень нравится. Пару лет назад у неё был рак груди, с которым она успешно поборолась. Песня ниже «Into the Blue» — букв. «В сизую дымку / В неизвестность» (от января 2014).  Вышла как раз примерно после её выздоровления. О свободе духа, тела, жизни вообще. Она поёт в припеве с очень двойственным смыслом: «Когда меня прижимают к стенке, / Мне не нужен спаситель, / Потому что я не жду никакого чуда. / И сегодня я свободно несусь / В сизую дымку. / Мне нечего терять». Настолько красивые ритмы, красивая Кайли; ревнителям морали и прочих нравов к просмотру не рекомендуется. Несмотря на все сексуальные овертоны её творчества, она какая-то другая, какая-то космическая автралийка с совершенно межгалактическими песнями. Хотя очень простыми. Эта песня как заметка самому себе о том, что прошлое есть сила, а не недостаток, и настоящее есть наш сознательный выбор. В этой песне она поёт следующее: «На лице – вынужденная улыбка. / Дорога, которую я сама себе проложила, приведёт к одиночеству. / Даже ангелу не под силу избежать немилости, / Если она (sic) откажется от тех поступков, которые делают её праведной. / Но пока что я здесь, крепко-накрепко привязанная к тому, что оставила в прошлом. / Мне всё равно, весь ли мир у моих ног, / Всё, что я знаю, это следующее [припев]. Я не стыжусь своих ошибок. / Несмотря на все холода, мой огонь не погас. / Воспоминания, которые мне не под силу стереть из памяти, / Всегда напоминают о том, что я в бесконечном пути».

Kylie Minogue “Into the Blue”

Берегите себя и своих близких.

памела ла ла

Памела позирует

еда еда из волмарта

 Моя корзинка в “Волмарте” — $118.00 (на 2-3 недели)

едем с покупками из волмарта

Американка Кэтрин везёт нас домой из “Волмарта”. В тесноте да не в обиде

Скакалка на кухне: 3 комментария

  1. Классная статья! Спасибо за трактовку проектной д-ти. Очень четко и академически доступно. Очень сожалею, что не совпал период моей работы с твоей учебой в Сиракузах. Сколько невероятно интересного можно было бы добавить к тому, что я презентовала своим ученикам (разумеется со ссылкой ЮРИЙ ПАВЛОВ).
    Очень рада за твой испанский! И за любовь и уважение твоих друзей! Речь о твоем НВ. Ну а поздравление от Литвина просто космос. Просто супердостижение! ОООчень рада за тебя!
    Спасибо за жизненные наблюдения! Успехов тебе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.