Прошли две недели с начала нового семестра. Накануне просматривал, сколько времени ушло в осеннем семестре на чистую академическую учёбу по четырём предметам – чтение, выполнение проектов, посещение занятий. Оказалось, 373 часа. Мне важно вести этот учёт времени, чтобы оставаться скромным. Что такое 373 часа? Чуть меньше 16 суток, растянутых на 4 месяца. С другой стороны, один семестр потребовал больше отдачи, к примеру, чем год учёбы в белорусской магистратуре.
И это тоже важно. Друзья знают, что я думаю о белорусском образовании, и мне хочется подтвердить самому себе в цифрах, почему белорусская модель не идёт ни в какое сравнение с американской моделью. Эти цифры транслируются в опыт, который невозможно отрицать ни количественно, ни качественно. Свой опыт магистратуры в РБ (БГУ) и США (Сиракузский университет), а также представление о подготовке исследователей в РБ и США я решил сравнить и сопоставить ниже в таблице.
В белорусской магистратуре («германские языки», 2013–2014) из шести изучаемых предметов лишь два имеют отношение к специальности: «Функционально-речевые аспекты текстов СМИ» и «Концептуальные основы современной лингвистики: германские языки». Остальные четыре – предметы для кандидатского минимума: «Философия и методология науки», «Иностранный язык (немецкий)», «Основы информационных технологий», «Основы педагогики и психологии высшей школы». Модель советская: лекции, семинары, реферат, устный экзамен + магистерская диссертация. Студент пассивен большую часть времени. А, собственно, реального времени на всё про всё в белорусской магистратуре потребовалось 250 астрономических часов. Потому что (а) я работал на полную занятость, занятия не по специальности почти не посещал – и смею утверждать, что их не было смысла посещать; (б) всё, что требовалось от занятий, – запоминать и воспроизводить предметное содержание. Степень магистра присуждается в свете того, что ты изучил всего лишь два предмета по специальности. Готовят к экзамену, не к профессии. Есть так называемая практика, которая в моём случае состояла из перевода определённого количества страниц текста с английского языка на русский. В выписке к диплому написано, что практика занимает 108 ак. часов, но в моём случае это задание было выполнено в течение одной недели – по паре часов в день.
Американская модель магистратуры требует минимум 10 предметов по специальности – 30 кредитных единиц. Кредитная единица – это количество академических часов учебного предмета в неделю в классе. Один предмет, как правило, представляет собой 3 кредитных единицы, т.е. 3 академических часа классной работы еженедельно. Допускается, что на каждый академический час в классе студент будет тратить 3 академических часа работы вне класса. Другими словами, преподаватель вправе давать домашнее задание в таком объёме, что его выполнение может занимать у студента 9 ак. часов каждую неделю. Как правило, у студентов три предмета в семестр (9 ак. часов уроков) и примерно 27 ак. часов домашнего задания в неделю. Семестр длится 15 недель, можно пропустить лишь одно занятие, при этом необходимо предварительно написать преподавателю и объяснить причины отсутствия. На каждом предмете необходимо делать проект или писать эссе примерно в 3000 слов. И проект, и эссе должны быть связаны с личными профессиональными интересами — т.е. задача студента находить то, какой смысл изучаемый контент приобретает в жизни студента. Лекций практически нет, в основном, дискуссии, работа в группах или сократический метод (вопросы преподавателя – ответы студентов). Студент активен большую часть времени. Время в классе используется для того, чтобы иметь доступ к ресурсам, не доступным вне класса – как правило, это другие студенты и опыт преподавателя. Магистратура практико-ориентированная: готовят к профессии, не к экзамену. В нашей магистратуре было 10 взаимосвязанных предметов:
1) Производство цифровых материалов
2) Технологии в образовательной среде (онлайн)
3) Принципы преподавания и обучения
4) Дизайн обучающих систем 1
5) Дизайн обучающих систем 2
6) Способы оценки эффективности в образовании
7) Анализ решений в технологии качества работы
8) Дизайн обучающих систем. Продвинутый уровень (онлайн)
9) Стратегии проектного менеджмента в образовании (онлайн)
10) Образовательная технология в международном контексте (онлайн)
Сложно утверждать что-то о белорусской аспирантуре и докторантуре – знаю лишь то, что слышал от знакомых и друзей, которые либо учатся в белорусской аспирантуре, либо бросили её. В целом, я считаю, что в белорусской аспирантуре и докторантуре нет качественной подготовки студента к проведению исследований. Потому что нету предметов, которые помогают студентам изучить, что такое природа исследований и как они проводятся качественными и количественными методами. Возможно, недостаточно и преподавателей, которые могут помочь в этом студенту. Наверное, подразумевается, что студент сам разберётся в методологии исследований или разберётся с научным руководителем. Также нахожу неубедительным тот факт, что все нужные азы специальности студент изучил в магистратуре (там всего лишь два предмета по специальности) или на бакалавриате (у меня из 50 предметов по специальности «перевод» было лишь 5 или 6 предметов по лингвистике). Более того, ни на бакалавриате, ни в магистратуре мы не читали рецензируемые журналы, к иностранным журналам просто не было открытого доступа. То есть студенты совсем не существуют в имеющейся академической дискуссии по специальности до аспирантуры – только конспекты лекций преподавателей и прочитанные учебники. В этом смысле я убеждён, что американская магистратура – это белорусская аспирантура. Да, в США не везде пишут магистерскую диссертацию, но это единственное отличие от белорусской аспирантуры (один только факт написания текста не показатель глубины) – и всё же я не убеждён, что объём погружения в дисциплину в аспирантуре в Беларуси сопоставим с объёмом погружения в специальность в магистратуре в США.
В США нет аспирантуры, после магистратуры идёт докторантура. В Сиракузском университете докторская программа состоит из 90 кредитных единиц: докторская диссертация (9 кред. единиц), методы исследования (30 кред. единиц = 10 предметов), занятия по специальности (51 кред. единиц = 17 предметов). Т.е. 27 предметов + докторская диссертация. Если студент-докторант уже имеет магистерскую степень по специальности, то предметы магистерской программы засчитываются в докторскую программу. Другими словами, в своей магистратуре я уже изучил 10 предметов по специальности, мне не нужно брать новых 17 предметов, достаточно будет взять следующие семь (17 – 10 = 7):
1) Компьютеры как инструменты критического мышления (онлайн)
2) Мотивация в обучении и преподавании (онлайн)
3) Дизайн онлайн-курсов (онлайн)
4) Запланированные изменения и инновации (онлайн)
5) Продвинутый семинар по дизайну и разработке обучающих систем
6) Коммуникационный дизайн в цифровых материалах
7.1) Семинар по диссертационному исследованию
7.2) Семинар для докторантов по обзору литературы
Но у меня никогда в жизни не было предметов по методам исследования, поэтому придётся брать 10 курсов. И вот этот список – по сути, это своего рода ещё одна магистратура по методам исследования:
1) Природа и дизайн исследований
2) Введение в статистику и статистическое мышление
3) Введение в исследования-опросы
4) Дизайн количественных методов исследования
5) Продвинутый семинар по количественным методам исследования
6) Оценка знаний и статистические измерения в образовании
7) Введение в качественные методы исследования
8) Методы этнографии
9) Продвинутый семинар по качественным методам исследования 1
10) Продвинутый семинар по качественным методам исследования 2
Существует также неверное понимание того, как попадают в докторантуру в США. Несколько человек из Беларуси задавали мне вопрос: «Тебя оставили учиться в Сиракузах?» Эти вопросы лишь отражают советскую модель образования, когда лучших студентов неофициально приглашают в аспирантуру. В США нет промежуточной аспирантуры, никто никого никуда не берёт за прошлые заслуги. Всё делается по потоколу, и каждый раз надо доказывать, что ты чего-то стоишь. Я подавался на докторские программы на общих основаниях, писал мотивационное эссе, проходил интервью и всё такое. Я также нахожу, что в Беларуси по-своему понимают исследования. У меня ощущение в разговоре с людьми, что чаще всего что под исследованиями в социальных науках в Беларуси подразумевается анализ содержания какого-то текста, детальное описание какого-то феномена жизни, личное мнение (называемого «экспертным») на какую-то тему с опорой на богатый личный опыт, написание учебников, арифметический подсчёт каких-то единиц/процентов и нахождение среднего арифметического, чтение опубликованных научных исследований, чтение опубликованных исследований на иностранном языке, проведение интервью и опросников, иногда – публикации в журналах. Мне посчастливилось встретить лишь немногих белорусских исследователей, которые пытаются разобраться в каком-то феномене, рискуют и выдвигают смелые предположения и допущения, при этом они опираются на существующую научную литературу, проводят опыты с детально прописанными и уместными методами исследований (качественными или количественными). Мне жаль, что такие исследователи почти в полном одиночестве и, чтобы проводить исследования, ищут гранты и стипендии за рубежом. Боюсь, в белорусской науке пока что не водятся деньги. Как есть так есть, и упрёк мой не вузам или преподавателям, а славной стране, которая не видит ценности в образовании.
Оговорюсь, что я не вправе обобщать свой крохотный опыт на всю РБ или все США. Но я убеждён, что в США в докторантуре студентов сначала учат быть исследователем и только потом разрешают сделать своё исследование и оформить его в докторскую диссертацию. Докторская степень – это, в общем-то, сертификат о том, что человек умеет проводить исследования и продвигать ту область знания, в которой специализируется. Больше ничего. В Беларуси, боюсь, такому не учат, но говорят, что кандидатская диссертация – это значимый вклад в науку. Возможно, значимый в белорусскую науку в том виде, в котором она существует сейчас, но она не может состязаться с западной наукой ни по уровню подготовки исследователей, ни по денежным инвестициям, которые идут в науку в вузах США. При этом хочу подчеркнуть, что ни один преподаватель в моей магистратуре и докторантуре в США не выпячивал своё эго или гордился тем, что он(а) исследователь или имеет докторскую степень. При этом я бесконечно много раз слышал в Беларуси от людей, что они или защитили кандидатскую, или имееют учёную степень, или просто учились в аспирантуре и проч.-проч. для того, чтобы убедить кого-то в каких-то своих особых привилегиях или титулах. В США я пока не столкнулся с таким феноменом (может быть, он и есть): скромность профессоров здесь меня восхищает. В США студент для преподавателя – коллега. В Беларуси студент для преподавателя – молчаливый сосуд, в который надо заливать знания. Может, что-то изменилось в 2018 году? Порадуйте меня, дайте знать.
Берегите себя и своих близких.
Дополнение 01-фев-2018. Получил критический комментарий от человека, лично знакомого с белорусской аспирантурой. Оставлю здесь: “Что касательно Беларуси: в магистратуре тоже можно получать стипендию, не обязательно платить, ещё есть и вариант заочного обучения. У меня не было практики. Что касается аспирантуры, то здесь нет учебных предметов. Непонятна разбивка по предметам в магистратуре, не по специальности были только предметы для сдачи кандидатских экзаменов (философия, информатика), остальные были по специальности. <…> кстати, ещё 3 года для аспирантуры – это вполне условно, защититься можно и за год”.
Приведённая таблица красноречива. Когда статистика подаётся бесстрастно, против напрашивающихся выводов уже не попрёшь.
Хотя можно малодушно закрыть глаза и повторять мантру почившего Задорнова: Американцы? Они – тупые!
О погоне за званиями и титулами на постсоветском пространстве заявлено справедливо. Доходит до курьёзного: создаются липовые академии наук лишь для того, чтобы нужные чинуши отхватили себе звание академика и, выпучив глаза, гордились им перед менее пронырливыми коллегами и завидующим плебсом.