3,1415926535897932384626433832795…

Дорогие друзья!

Выходные, в противовес тому, как ожидалось, я провёл в отдыхе. Попал в Столбцы, где мама откармливала. А также насытился духовно через Искусство: посмотрел два очень качественных фильма. В субботу – «Жизнь Пи» (2012), в воскресенье – «Аватар» (2009). Если кто-то не смотрел какой-нибудь из них, обязательно выделите пару часов. Фильмы помогли покопаться в своих мыслях. Многие ответы на вопросы нашлись как будто сами собой. Оксана Фенько просила меня дать свой отзыв на эти фильмы, что и делаю ниже. Быть может, эти мысли как-то будут перекликаться с вашим настроением.

«Жизнь Пи»

Он более недавний. Корабль из Индии плыл в Канаду, но случилось кораблекрушение. Выжил один молодой человек, Пи. В этой трагедии погибла вся его семья и вообще все люди на корабле. Вместе с тигром Пи пытается выжить – и именно благодаря тигру он сумел не потерять бдительность и спастись в суровых водах океана. Когда же шлюпку прибило к берегам Мексики, тигр покинул Пи. Он ушёл в густые джунгли и даже не оглянулся проститься. «Мне порой кажется, что вся наша жизнь – это череда расставаний. И самые горькие из расставаний те, когда не успеваешь попрощаться», — подытоживает Пи, пересказывая свою историю журналисту много лет после катастрофы.

Я сегодня разговаривал с Томом Туми из Нью-Йорка. Мы обсуждали с ним этот фильм (а в субботу тем же занимались с незабываемой Рейчел Фарнсворт из Англии). Но Том развернул мои мысли на 180 градусов. Он спросил: «Как ты думаешь, почему тигр в конце уходит?» Честно признаться, я даже не думал об этом вопросе. Ну уходит, ну животное, ну зов биологии, лес и все дела. А Том говорит: «Тигр – это сам Пи. Тигра не было». У меня сразу столько вопросов: как не было? а рыбу ел, а к шлюпке не давал подобраться и проч.-проч. Ведь был. И мы потом долго обсуждали то, как в экстремальных условиях (когда не хватает пресной воды и еды) человек может видеть разное и невероятное. Пи пережил травму (ведь вторая история заключалась в том, что после кораблекрушения в шлюпке были его мать, несносный повар и хилый матрос; повар убил и матроса, и его мать; за убийство матери Пи безжалостно расправился с поваром). И правда: многие люди (хотя и не все), пережившие, например, Холокост, вспоминают, что они смогли выжить именно потому, что могли придумать какую-то свою реальность и в ней жить. И когда дела утряслись, они как бы вышли из игры собственного воображения. Примерно то же могло произойти с Пи. Как только режим выживания больше не понадобился, он отпустил свои образы. И тигр ушёл.

Когда Пи спросил у журналиста, какая история ему нравится больше — с  тигром или без игра, журналист ответил, что с тигром. Пи откликнулся: «Спасибо. Потому что в этой истории есть Бог». И оно действительно так. Сам же фильм снимался четыре года. А тигр практически во всех эпизодах был анимированным. В целом, картина настолько красивая, живая, волшебная, что смотришь – и наполняешься чистотой Искусства.

«Аватар»

Первое, с чем мне хочется сравнить посыл этого фильма, — это философия загадочного Востока. Давайте навскидку посмотрим просто на цитаты из него:

  1. «Доверяй телу, чтобы оно доверяло тебе» (Йога)
  2. «Я вижу тебя – в смысле, я могу видеть, что у тебя в душе, “я вижу в тебе”» (умение видеть мир глазами другого)
  3. «Мы здесь считываем следы у водоёмов, различаем тончайшие запахи, звуки» (любые духовные практики)
  4. «Она говорит о потоках энергии, о духах зверей» (законы Вселенной)
  5. «… глубокая связь между лесом и на’ви» (связь с природой)
  6. «Энергия даётся на время, и однажды придётся её вернуть» (всё временно, преходяще)
  7. «На’ви верят, что каждый из нас рождается дважды. Во второй раз – когда твой народ принимает тебя навсегда» (обряды посвящения, свойственные разным культурам и сообществам)
  8. «Великая Мать не может быть на чьей-то стороне, она сохраняет равновесие жизни»

Фильм уникален. Создатели его, по сути, творят прекрасный миф: человек исчерпал на Земле полезные ресурсы и не остановился на этом, он решил присвоить чужое на планете Пандора. А на ней живут существа физически более крупные, которые дышат другой субстанцией, которые чувствуют сильнее внутреннюю сопричастность со всем живым. Этот народ называет себя на’ви. И он очень похож на вид homo sapiens по внешним базовым признакам. Но эти существа, эти на’ви гораздо более духовные создания. Как они именуют всё, что видят вокруг себя, и то, что есть в их культуре? А так, как это мы могли наблюдать у индейцев – путём метафоры и метонимии, самых обычных психических структур в человеке: «дерево души», «время великой скорби», «времена песен», «небесные люди», «дерево голосов». Племена называются также в до боли знакомых понятиях: «клан четырёх ветров», «всадники равнины», «повелители икранов» и т.п. У них подход к жизни совершенно осознанный. В мире всё соединено: на’ви никого не убивают, а если убивают, то на своём языке просят прощение и скорбят. Их мир – это сеть живых организмов, огромная база данных, к которым у них всегда есть доступ (в том числе в их волосах есть чудесные «контакты»). Корни деревьев сплетены, как нейроны в мозгу человека. В этом мире царят традиция и обычай, вера в предков. К слову, они могут общаться с предками у дерева голосов. И в этом – извечный архетип arbor mundi (мировое древо, соединяющее миры). После инициации каждый воин из племени Оматикайя (где оказывается наш герой Джек) должен выбрать себе  достойную невесту: ту, что лучше поёт, или ту, что лучше стреляет из лука, и т.д. У них есть свои герои – например, легендами овеваются те, кто получил статус Турук Макто – тот, кто укротил особую «пташку» (макто), т.е. буквально «наездник последней тени».

Фильм очень сильно напоминает то, что есть в индийских ашрамах, – совместное пение мантр, объединённая медитация. На’ви несколько раз в едином порыве как бы соединяются с матерью-землёй (Эйуа), исполняют свои священные гимны, погружаются в нечто наподобие транса. Так они пытаются исцелить умирающую учёную и одну из главных героинь, так они просят животворящие силы природы уберечь их от «небесных людей», т.е. землян, которым от этой страны нужен только драгоценный минерал (анобтаниум). Земляне в фильме показаны как варварские захватчики, движимые завистью, жаждой наживы, золотым тельцом. Они готовы уничтожить другую культуру и цивилизацию, лишь бы заполучить желанное ископаемое. На лицах их блаженство, когда они покоряют «дикарей». Когда показывали эти кадры, я вспомнил слова Г.В. Синило об Иудейской войне в I в. н.э. На первом курсе по ТаНаХу она цитировала римского историка Тáцита, который о действиях своих соотечественников в Иудее отзывался так: «Они превращают всё в пустыню и называют это умиротворением». Некоторые из землян полностью понимают, что так нельзя, и их честность перед самими собой делает им честь. Одна лётчица отказывается бомбить на’ви и уводит самолёт с места действий («Я на это не подписывалась», — говорит она). Но за такое решение ей придётся ответить – и она погибнет, защищая на’ви в последнем сражении. Главный герой в конце фильма окончатеьно порывает со своим земным телом и, став по праву вождём Оматикайя и получив титул Турук Макто, навсегда остаётся аватаром. Жизнь, если она ближе к природе, больше полна смысла, чем звериный оскал и бездушие техногенных цивилизаций.

Пафос фильма – в прославлении единства всего со всем, в умении чувствовать всё, с чем мы живём по соседству, умение быть «со» всеми живыми существами, а не возвышать себя «над» ними. О том, насколько нужно быть честным с собой и своими принципами: осознанный человек всегда имеет право выбора, право быть в меньшинстве и не страшится последствий. О том, что многообразие и умение жить рядом с теми, кого не знаешь, в гармонии – трудная наука. Об экологии. О силе созидания. О любви к миру и справедливости. О приключении как пути становления. О ненасилии. О Великом. Фильм возвышает.

Берегите себя и своих близких,
Юра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.