Mind-blowing семинар по Максу Веберу

Людмила Владимировна Старовойтова – уникальное открытие. Блестящий преподаватель, она ведёт историю политических учений у нас, на СИЯ ФМО в БГУ (а вообще-то, на Юрфаке работает), и последний семинар у нас был по Максу Веберу (1864-1920) и одной из его ключевых работ «Протестантская этика и дух капитализма» (нем. Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus). По её собственному признанию, только умные группы выбирают для обсуждения Вебера (у нас была альтернативная возможность – сравнивать второй раздел Конституции РБ и Всеобщую декларацию прав человека). После такого комплимента было легко включиться в работу семинара. И полученные знания – о воистину! – сделали революцию в голове.

Материал этого поста написан по материалам лекции и семинара – того, что говорила сама Людмила Владимировна. Так что авторские права – её. И ещё: у вас есть шанс бесплатно приобщиться к высшему образованию, за которое ежегодно студенты-платники отчисляют кучу денег.

Кто такой Макс Вебер?

Немецкий социолог, историк и экономист. Изучал влияние религии на экономику и экономическое поведение, влияние общественных процессов на политические процессы, проблемы демократии и бюрократии, занимался изучением политических партий. Поставил очень важную проблему: может ли быть объективная общественная наука? Или это всегда хоть немножко, но и идеология, т. е. какое-нибудь политическое учение? И дал ответ: да, может быть настоящая наука об обществе, свободная от оценки.

Значимость работы «Протестантская этика и дух капитализма»

Работа позволяет понять, что при всех объективных процессах, которые происходят в обществе (экономические, политические, социальные), то, что у нас протекает в голове, порождается объективными процессами. Мы эти знания трансформируем в реальную практику – в наше поведение. Наше поведение в своей основе – поведение трудовое. Общество функционирует потому, что люди трудятся. Как только процесс труда прекратится в обществе, мы мгновенно покатимся в царство животных. О каком бы потенциале мы ни говорили, всё упирается в человека труда (он трудится, созидает). Для этого должна быть соответствующая жизненная установка. Что для нас в жизни ценность? Ради чего мы готовы действительно вкалывать и делать дело? Что значит это для нас? Собственная самореализация? Материальное благополучие? Престиж? Самоуважение?

Вебер говорит, что в период Реформации, когда произошёл гигантский религиозный переворот в Западной Европе, возник протестантизм, который ценностно поменял религиозное мировоззрение человека. Протестантизм изменил ценностные ориентации трудового поведения. Для протестанта того времени самым главным служением Господу стала трудовая деятельность, труд как молитва. Почему протестант не подаёт нищему? Почему протестант не думает о спасении души? Почему у протестанта аскетизм – это социальный аскетизм трудящегося человека, а не аскетизм монашеский? Почему протестанты считают монахов бездельниками? Почему Европа 16 в. была залита кровью, когда шла борьба между протестантизмом и католицизмом (и Германия обезлюдила на треть, Богемия – наполовину)? Почему такой странный результат? В Северную Америку поехали протестанты, а в Южную поехали католики (и создали там латиноамериканскую расу), и получилось две разных Америки – до сих пор. Почему мы не Швейцария? И даже не Чехия? Едешь по сельской Чехии летом, в 5 утра никого нет дома, а в 6 вечера уже все спят. Почему они выбирают демократию и тенденций к авторитаризму нет?

Основные позиции Вебера

1. Запад и Восток

Вебер попытался понять, почему Запад и Восток отличаются друг от друга. Запад пошёл по технологии, возник капитализм, возникло правовое государство, идеологии, современная теоретическая и эмпирическая наука, капитализм современного типа. Запад и Восток разные. Каким же образом?

Запад рационален, Восток подобной рациональностью не отличается. Что такое рационализм? Это разум как доминанта (анализ, учёт, расчёт, принцип минимакса: минимальные затраты – максимальная прибыль). Запад создал науку, эту систему доказательств, вычислений, весь инструментарий научного познания. В медицине Запад создал специализированных врачей, выработал синтетические лекарственные формы (на Востоке – врачевание души, гомеопатия, иглоукалывание). В архитектуре Запад создал архитектурные стили, чего не было на Востоке. В музыке Запад создал нотную запись и учредил консерватории, где учат писать музыку (композиторское творчество как ремесло). На Западе произошла систематизация права, чего не было на Востоке. Запад додумался создать и теорию права. Даже в плане государства Запад выработал политические институты для рационализации политического процесса.

2. Как Вебер определяет капитализм?

Капитализм, говорит исследователь, вообще-то бывает разным и существовал везде и во все времена – ориентированный на алчность, на жажду наживы, на войну. Но капитализм Запада Нового времени иной. Вебер пишет: «Капиталистическим мы здесь будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства». Т. е. мирное приобретательство, мирный обмен. Западный капитализм – это стремление к систематической рентабельности, к возобновлению прибыли в рационально организованном предприятии.

3. При чём тут Реформация?

16 век. Общество верующих. Нам сложно это представить. Все верят в Бога, мир по-другому не мылится, атеистов нет. Почему вдруг понадобилось трансформировать религиозную веру? И как? Для начала значительная часть людей разочаровались в церкви. Католическая церковь тогда себя дискредитировала, особенно индульгенциями. Согрешил – купил индульгенцию; ещё согрешил – ещё купил; купил заранее – и пошёл грешить. Это была дискредитация веры, религиозности. Реформация – идейное движение 16 в. против католической церкви. Начал её Мартин Лютер (1483-1546), который перевёл Библию на живой европейский (немецкий) язык.

4. Учение о предопределении

Протестанты создают конструкцию предопределения, повлёкшую за собой революцию в поведении. Её разработал француз по происхождению, нашедший в Женеве удобное место для деятельности, Жан Кальвин (кальвИн – я за такое ударение). И в чём суть?

До рождения людей волей Бога предопределено, кто куда попадёт – в рай или в ад. Жизнь, которая будет потом после земной жизни, не имеет никакого отношения к нам в настоящем. Таковая воля Божья. Протестантский Бог равнодушный и беспощадный, говорит Вебер. Вы родились и вы уже предопределены, куда после смерти попадёте. Изменить эту волю невозможно. Нет смысла молиться, каяться или иметь посредника в отношении с Богом. Отношения: «Ты, Господь, – дай что-нибудь мне, а я дам тебе» сняты полностью. Мне Бог ничего не должен, Он мою судьбу решил. Что дальше делать в таком случае верующему человеку?

Для начала человек должен принять волю Божью, какая бы она ни была. Таким образом, снимается вопрос о загробной жизни. Господь решил, я эту волю принимаю. И вот таким образом человека 16 века развернули от забот по ту сторону жизни в земной мир, сюда. Это т. н. «расколдование» мира. Человека развернули сюда, в обычную мирскую жизнь. Если я глубоко верю, я должен жить по заповедям Божьим независимо от того, рай мне будет или нет.

Дальше логика убедительна. Я человек, созданный по воле Бога. А кто вложил в меня способности и таланты и дал бессмертную душу? Бог. И я, как тварь Божья, чтобы прославить мир Господа, должен реализовать то, что Господь в меня вложил. Я раскрываю свои способности и таланты, потому что они даны мне Богом. Я должен Бога прославить здесь и сейчас. А свой талант я раскрыть могу в труде, в профессии.

Отсюда – труд как молитва, профессия как служение Господу. Это был настоящий ценностный переворот. Рождалась новая установка: надо вкалывать, чтоб труд был угоден Богу и во славу Богу. Так вырастала трудовая этика капитализма.

Неважно, каким образом вы трудитесь, главное, насколько хорошо состоялись в своей профессии. Но дальше что? Как Господь подаёт знак, что человек избран? Очень просто: человек преуспевает, у него получается, его бизнес идёт хорошо.

5. Ещё о протестантской этике

Самый большой грех для протестанта – безделие. Представьте человека, который не рассчитывает ни на чью помощь, он принял волю Господу, он рассчитывает только на себя. Причём не в свою славу, а во славу Господа. Это называется сверхсанкция. Вы делаете дело, и это дело – служение Господу. Чтобы понять уровень этой сверхсанкции, надо быть настоящим протестантом. Протестантизм создал западную модель рационального мышления, даже в отношениях с Богом. Рационализм такой: Ты, Бог,  мне ничего не должен, но я здесь и сейчас должен тебя прославить.

Протестанты не подают нищим. Потому что раз он там внизу, значит, он Богом не избран, как давать тому, кто Богом не избран? Пусть идёт работает. Авось окажется, что избран Богом. Не подавать! Ибо это нарушение воли Божьей.

Что такое аскетизм в православии и католицизме? Это монашество. Но у протестантов к этому плохое отношение. У них аскетизм – ежедневное монашество в мирской жизни, дисциплина организации жизни и труда, причём каждый день. Человек зажал себя в социальный аскетизм, работает, работает и работает. Невероятные трудоголики. В воскресенье отдохнул – и снова работать.

Постскриптум. Рассуждения самой Людмилы Владимировны

Там, где страны частично хотя бы приняли протестантизм, они почему-то пошли вперёд быстрее, они потянули за собой католиков. Там, где, как в Испании, поставили на протестантство жесточайший блок, такого не могло быть (для начала они выгнали всех евреев). Потом – абсолютный жесточайший католицизм. При огромных богатствах, колониях эта страна покатилась вниз, вниз и вниз. И быстро утратила свои позиции уже даже в 16 в., – откатились, никакие деньги не помогли. Установки ценностной не было.

Когда мы говорим о вере, то вера помогает, когда это действительно вера. Это абсолютно иной уровень психологического состояния. А когда это попытка имитации веры, то навряд ли подобная вера поможет. Ведь психологическое состояние – неверие. И куда от этого деться? А протестантом быть не просто.

Протестанты отказались от священника, они выбирали себе проповедника, приходили в храм-комнату, открывали кусочек из Библии, проповедник зачитывал, комментировал, а потом все вместе обсуждали разные вопросы: что у мистера Смит на этот счёт есть сказать? а что у миссис Паркет? И люди обсуждали эти проблемы, опираясь на текст Библии, сами.

За 20 лет свободного рынка в Беларуси не произошла революция в сознании. Отношение к модели жизни, собственной жизни и жизнедеятельности у белорусов осталось прежним.

Ну вот такие дела. Это квинтэссенция. Но весьма впечатляющая. СПАСИБО БОЛЬШОЕ, ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА! ВЫ ГЕНИАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Романтично и задумчиво,

Юра

Людмила Владимировна Старовойтова
(фото из архива Юрфака БГУ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.