Синило как воспитатель, или Философия ученичества

Эту истинно дневниковую запись я сделал 20 сентября 2009 года.

Слепая похвала, равно как и незаслуженное порицание, одинаково оскорбительны.
мсье Оскар Уайльд

В одном из своих ключевых мифов эллин Платон иллюстрировал свои представления о жизни человеческого сознания в материальном мире. Представьте себе, что в некой пещере сидит узник, связанный таким образом, что может видеть лишь её стену. А перед входом в пещеру пляшут люди с факелами, горят костры. Так что узник видит отображение всего этого лишь на стене. И как он это видит? Не самих людей и их действа, а хаотично движущиеся неясные тени. Так вот в нашей жизни, в нашем «мире феноменов» мы все видим зримые тени незримых Идей (Эйдосов). Пробиться к «миру идей» (по Платону, к истинному бытию, к сущности) помогает наша способность, испытывая вдохновение, включая интуицию, постигать истинную реальность. Короче говоря, «вспоминать» разумной частью души Идеи, которые она созерцала, сама ещё будучи Идеей в мире Эйдосов (т. е. до рождения).

… Чувствовали ли вы хоть раз, что недавно прочно усвоенное знание, кажется, не было таким уж трудным и неизвестным? И притом вы всегда о нём как бы догадывались, только теперь оно у вас есть в виде логически сформулированной системы? И теперь вы даже охотно готовы поделиться им с другими? Если вы понимаете, что я имею в виду, вам удалось ощутить на себе, как иные из умов становятся для нас своеобразными проводниками к тому самому «миру идей». Они помогают нам как бы самим придти к  чему-то, что мы, если верить Платону, «заново» для себя открыли, «вспомнили» то, что всегда знали. Следы своего влияния при этом эти проводники гладко заметают, тем самым давая нам шанс ощутить радость собственных «открытий» и сворачивая в сторону перед парадным входом в «мир идей», к которому нас привели. Если же такого с вами не происходило, значит, вы никогда не проникались Идеями вещей, ибо путь к миру Эйдосов без проводника – это путь голой интуиции, которая из-за собственной наготы смущается, теряется и сбивается с пути истины.

Галина Вениаминовна Синило для меня стала подобным Учителем, перевернув многие из моих максималистских представлений. Её обаяние, ювелирное богатство речи, магия мелодекламатора и оратора глубоко проникли в моё сердца и нашли там навсегда уютный уголок. Галина Вениаминовна преподаёт зарубежную литературу в БГУ. И, увы, жаль, что я не мог встретить её ещё до своего поступления. Сама она закончила филологический факультет Белгосуниверситета, отделение русской литературы. Всегда увлекалась А. Пушкиным, поэзией Серебряного века, страстно любит немецкую литературу (особенно любимы ею Ф. Гёльдерлин и И. Гёте). Причастность к еврейской культуре, безусловно, нашла отражение и в её педагогической работе. Она читает совершенно самобытные курсы по истории еврейской культуры и литературы, а также особенно оригинальный курс – «Библия и мировая культура». Её лекции полны удивительных открытий, которые она мастерски и воздушно преподносит слушателям. На занятиях с ней царит опьяняющий воздух эмоций, которые идут рука об руку с фактами. Иногда не замечаешь, как вокруг пропадают лица окружающих, они становятся вот теми тенями, о которых рассуждает Платон. И уже твои эмоции становятся какой-то параллелью её эмоций, и таким образом налаживается мост чёткого понимания того, о чём она говорит. И ты на ряд ступенек приближаешься к Идеям.

Я обожаю, когда она читает стихи. В одной из своих лекций она сказала: «Поэзия не нуждается в рациональном объяснении, у неё огромный запас интуиции». И это вовсе не означает, что не нужно анализировать поэзию и изучать её, скорее это фундаментальное правило: поэзия имеет гораздо больше шансов пробиться даже в самые нечуткие уши. Помню, как она однажды читала очередное стихотворение и нечаянно сбилась (работать по шесть пар в день вряд ли выдержит какой-либо преподаватель, каким бы гениальным он ни был, а Галина Вениаминовна работает). Когда она сказала, что перепутала строчку и начнёт читать стихотворение сначала, я был поражён, ведь этого никто не заметил, стихотворение как было красивым по смыслу, так и осталось. В такие моменты, хотя они и крайне редки (память Галины Вениаминовны по-шумерски беспредельна), на своих же душевных струнах чувствуешь мощное влияние поэзии. Именно благодаря ей я стал воспринимать поэтическое слово особенно аккуратно. Даже больше: она открыла для меня мир поэзии.

Она всё любит объяснять. И, как показывает практика, это всегда обоснованно. Иногда она задаёт какой-либо конкретный вопрос аудитории, а сконфуженные головы студентов обращены к партам, а не к ней. Так происходит почти всегда. Думаю, это и побуждает её рассказывать обо всём, о чём только можно сказать в рамках лекции, чтобы открыть нам как можно больше знаний. Этот фонтанирующий альтруизм Галины Вениаминовны меня всегда приводит в трепет.

Галина Вениаминовна – виртуоз. Как-то читал заметки А. Ф. Кони, потрясающего русского лектора (а вообще-то выдающегося юриста, о котором славное слово сказали К. Чуковский и любимая мной Т. Щепкина-Куперник и другие), о тех советах, которые он, маститый оратор, даёт лектору. Но Галина Вениаминовна делает большее. Мне не хочется раскладывать на ингредиенты её риторское очарование, это было бы нетактично по отношению даже к ней (эту алхимию знает лишь она сама). Единственное, что могу уверенно сказать, так это то, что музыка её речи и изысканность внешнего вида внушают доверие с первых мгновений, когда она заходит в аудиторию.

Как ни странно при этом, но студенты (примерно мои ровесники) о ней не предпочитают почему-то говорить одобрительные вещи. В лучшем случае скажут, что она чересчур умна и имеет недюжинную память. Если записать на видео какое-нибудь её занятие, а при просмотре отключить звук, будет казаться, что кроме монолога и утончённой умеренной жестикуляции ничего не происходит. Таким же образом многие студенты действительно не слышат её, их глухота порой просто заставляет растерянно и неуместно развести руками. На самом деле, если хотите, её голос – его изящные переливы, чистота, уверенность, отсутствие какой бы то ни было фальши, само звучание, которое только гениальный музыкант сумел бы записать нотами, – наполняет учебный кабинет необычным теплом и создаёт непередаваемую словом энергетическую атмосферу, приводящую в волнение любую открытую для знания душу. Просто слушать эту речь, невероятно правильную и невероятно красивую в выражении мыслей, – сама по себе радость. Нет, меньше всего это монолог – это музыка. Понимают ли меня?..

Некоторые люди фиксируют смешные выражения, которыми она развлекает аудиторию, но преподносят в совершенно пошлом виде. Например, она может говорить о каком-нибудь ярком поэте и сказать: «Словом “великий” тут не обделаешься». Или иногда она вынуждена начинать лекцию с повышенно-эмоциональной беседы с аудиторией, в которой из 70 человек присутствуют только каких-нибудь 25, и завершить монолог-бомбу фразой: «Это называется поэтическим вступлением». Но юмор Галины Вениаминовне насквозь пронизан добротой. На слегка приоткрывшуюся дверь она может заметить: «А кто там нас подслушивает?» О студентах филфака она как-то прореагировала: «Они такие мечтательные, обо всём забывают». В один из редких моментов, когда студенты ответили почти единогласно на её вопрос, она ухмыльнулась: «Господи, прямо хор из греческой трагедии». Когда говорила о литературе Франции рубежа веков, упоминала Альфонса Доде и его «Приключения Тартарена из Тараскона», и добавила: «Я ещё в школе прочитала, ничего от меня не отвалилось». А как-то я пришёл послушать лекцию о Шопенгауэре на 4-й курс культурологии, это период рубежа 19-20 вв., который я слушал у неё дважды. Она увидела меня и сказала: «Юра, вы, наверное, пятый раз слушаете всё это. Пора вас выгонять». Иногда она собирается читать какое-то стихотворение, которое уже читала ранее, но твёрдо говорит: «Ничего, что читали его раньше. Поэзия – многократного пользования». Она невероятно тонка в своих шутках. И её юмор – действенное вещество.

Она учит меня только гуманному. Она задала, как бы это сказать правильно, планку. Литературную планку, ниже которой спускаться уже как-то неприлично. Знакомя с образцами мировой литературы, она учит оценивать достоинства текста, его открытия и его значимость, относительность перевода. Именно она показывает, что далеко не занимательный сюжет и не умные словечки, которыми пестрит какая-нибудь второсортная книжица, поистине ценны. Помню, как она процитировала древнеегипетское двустишие: «Приходит ветер, и слетает к сикомору. / Приходишь ты – спешишь ко мне», и кратко добавила: «Ну и что тут ещё сказать?» И в моей голове эта простая фраза сидит до сих пор. И действительно, о самом невыразимом наиболее выразительно скажет молчание.

Однажды я спросил у неё, пишет ли она сама. Она улыбнулась и неясно ответила, без интонации завершения: «Всё уже написано…» В литературе вообще? Или в её творческой копилке?.. Я продолжаю ходить на её занятия. Я люблю её слушать. Она передаёт свой опыт. Это как волшебство. Из лекции она делает искусство, и это ещё одна причина, которая делает её непревзойдённым преподавателем. Работать по законам Красоты и передавать опыт по законам Универсума – такова Галина Вениаминовна.

… В другом своём мифе Платон говорит о душе человека как о несущейся колеснице, в которой одна лошадь (чёрная), олицетворяющая низкие страсти, тащит тебя к земле, к миру вещей, а другая (белая), суть благородные чувства, – к миру вечных Идей, где открывается высшее знание. Не знаю, сколько колесниц собралось за плечами Галины Вениаминовны, – я счастлив, что среди них есть и моя.

22 июля 2009 года, Нью-Йорк, на крыше Метрополитен-музея (гаргара сзади – конструкция “Мальстрем”)

Пирс 17-й (Pier 17), нижний Манхэттен, Нью-Йорк. Вид на Бруклинский мост. 22 июля 2009 г.

Синило как воспитатель, или Философия ученичества: 6 комментариев

  1. Спасибо, Юрий, за эти теплые слова. Я ходила на лекции, которые Галина Вениаминовна проводила в Инязе в 2001-2002 гг. раз в неделю как факультатив. И они мне очень запомнились, жалею только, что сейчас уже нет возможности их посещать и что никогда не сказала спасибо за эти знания, которые она передавала нам, а они бесценные. С вами согласна во всём, что вы написали, и я очень хорошо помню, какое восхищение вызывали у меня эти занятия!!!

  2. Юра, я много раз слышала и слушала тебя самого. Я часто восхищалась произнесенными тобой тостами, тонкими замечаниями по какому-нибудь поводу, но то, что ты написал здесь, в этом, несомненно, душевном откровении, выше всяких похвал! Действительно, очень часто слова оказываются беспомощными выразить то, что мы чувствуем, поэтому я буду краткой… Я хочу сказать одно: Браво!

  3. Дорогой Юра! Спасибо Вам большое за добрые слова. Вы, мне кажется, немножко преувеличиваете в Ваших восторженных оценках. А два момента я хотела бы поправить. Во-первых, я никогда не употребляю слово “обделаешься”, это не мой лексикон. В данном контексте (вполне серьезном) я говорю: “не отделаешься словом великий”, то есть надобно сказать — “гений”. Во-вторых, мне кажется, что все-таки некоторое количество людей (в том числе и моих студентов) могут сказать обо мне что-то одобрительное. Но, возможно, это случайное неудачное выражение. Спасибо еще раз за Вашу душу, за Вашу тонкость, главное — за чувство слова, за любовь к поэзии. Галина Вениаминовна.

  4. Несомненно, Галина Вениаминовна внесла свет в наши сердца. Жаль только, что я оказался плохим студентом, так до конца и не осознал всей важности ее лекций, не проникся духом знаний. Если бы можно было повернуть время вспять, я бы без сомнения прочел все что было рекомендовано. Здоровья Вам, уважаемая Галина Вениаминовна.
    А Юра молодец!) Светлая душа. Успехов Вам!

  5. Филфак остался за плечами уже больше 10 лет назад. Теперь у меня чувство, будто я так хотела поступить туда только чтобы встретить Галину Вениаминовну! Мне не хватало таланта быть ее студенткой, но заработать волшебный “отл” на зачетах было поистине удовольствием. Галина Вениаминовна! Вы подарили столько прекрасной поэзии, что мне хватило ее на всю прозу жизни! Разделяю все восторженные отзывы о Ваших занятиях, помню все-все и храню конспекты. А еще очень-очень скучаю…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.