Четыре месяца как метеор

Сегодня ровно четыре месяца, как приземлился в Штатах. Закончился семестр длиной в 15 недель, впервые в жизни из-за этого предаюсь приятной печали. Впереди пять недель перерыва,  а потом снова прыжки с аквалангом в озёра педагогического дизайна. Когда в понедельник был последний урок с Тиффани в свободной творческой форме, я сидел и думал, как же так получается, что Судьба водит тебя по городам, сёлам, болотам, дюнам и оазисам, и как только кажется, что ты нашёл себя, пинает дальше. Приговаривая, мол, рано расслабился, пока не твоё. Сейчас мой плот притянули Сиракузы, к которым я приближался с огромной опаской, любопытством и мыслями «хоть бы не было сильного разочарования». Опасения развеялись с первого урока, но главный урок предстоял в том, что в первом семестре на этих полях и просторах не удастся встретить людей своей волны. Маленькая духовная пустыня, однако, сосредоточила все силы на учёбе и саморазвитии, и это был один из самых глубоких семестров за последние 10 лет.

Я стал замечать и наблюдать красоту природы, останаливаться и впитывать краски. На кампусе из бетона и кирпича под лучами солнца те драгоценные участки с травой и деревьями преображались во дворцы. Я внимательно следил за стенаниями Деметры и её медленном, даже неповоротливом переходе в нижний мир к Персефоне. Впрочем, она всё ещё так и не ушла: стоит аномальная температура в 12 градусов, и ни снежинки не упало в первой декаде последнего месяца года. Каждый день с моих уст слетала молитвенная благодарность Тюхе за её непостижимость и скрытые закономерности событий. Уединённость помогла сосредоточиться на новых идеях и заложить фундамент уверенности в понимании таинства обучения. Я чувствую, как с уверенностью растёт и вера в то, что эти знания вполне конвертируемы и смогут приносить пользу другим.

Целый семестр вёл учёт чистого времени, которое ушло на учёбу. Уроки в классе и внеклассная работа заняли 368 часов, или, если сжать, 15 суток — если без сна, еды и перерывов. Двети трети этого времени ушло на самостоятельную работу. Лучшее знание — то, которое получаешь путём самообразования, в Америке это знают и от этого от студента ожидают.

Семестр 1--почасовка

Табличка с учётом времени, семестр 1

На последнем уроке с Тиффани мы делились своими моделями педагогических дизайнеров. Нужно было воплотить в осязаемую форму модель, в которой бы соединились черты педагогического дизайнера так, как это видим мы. Одноклассники подошли к заданию с разных творческих сторон. Кто-то принёс коробку с инструментами, кто-то скороварку, кто-то блендер, кто-то создал каких-то работов и игрушек, кто-то притащил миньона, а кто-то подругу Микки-Мауса — Минни, а один парень притащил целую игрушечную железную дорогу. Это был превесёлый урок. Для меня же педагогический дизайнер – тонкий аналитик, интервьюер, наблюдательный и прозорливый агент, соколиный глаз и стратег. Одним словом, это детектив, который находит корень проблемы, синтезировав все свои изыскания. Детективом я выбрал Шерлока Холмса, но фигурку детектива нигде не нашёл (ни в магазине игрушек, ни на “амазоне”). Поэтому отдельно купил куклу какого-то мужика, взял увеличительное стекло и игрушечную курительную трубку. Вместо плаща закрутил атлета в чёрную салфетку для очков и подготовил обоснование своего выбора.

Что именно сказать о детективе-педдизайнере мне помогла одна прелюбопытнейшая книга «Выдающийся ум. Мыслить, как Шерлок Холмс» Марии Конниковой. Мария заканчивала Гарвард и Колумбийский университет, имеет докторскую степень в психологии, полная билингва – говорит без акцента по-русски и по-английски. В Штаты приехала в четыре года с семьёй. Она делится основной идеей своей книги в небольшом видео (18 мин.). Так чему же нас учит Шерлок Холмс? Научный метод Холмса помогает нам жить здесь и сейчас, быть внимательным и вовлеченным в то, что мы делаем. Сколько ступенек до нашей квартиры в подъезде? Сколько деревьев мы видим по дороге на работу? Какие они? Мы всё это видим, но мы не заостряем на этом внимание, не наблюдаем. Мы засоряем наш “мозговой чердак” всем подряд, когда на самом деле стоит в нём всё структурировать и стараться запоминать только то, что нужно. Нет такого понятия, как мультизадачность. Когда мы думаем, что делаем несколько дел одновременно, мы в действительности просто быстро переключаемся с одной задачи на другую, и работоспособность мозга очень быстро падает. Недаром к концу дня мы зачастую такие измождённые. Шерлок Холмс же сосредотачивается всегда только на одной задаче всецело. Шерлок учить нас ежедневно молчать как минимум 5 минут, расслабляться и ничего не делать (что является, по сути, медитацией). Такое упражнение повышает наши творческие  способности, и к нам приходит ощущение счастья, осмысленности, самореализации. Было одно исследование, выявившее следующее: тот, кто чувствует себя более счастливым, по сути, видит мир шире, самоё поле зрения увеличивается. И такой человек, будто настоящий Шерлок, становится более наблюдательным, более внимательным, мысли в его голове всегда пребывают в порядке.

Следюущий урок Холмса: не стоит браться за решение проблемы в ту же минуту, когда мы о ней услышали. Надо воспользоваться правилом «трёх курительных трубок». Мы должны дать время мозгу обработать информацию. Это не технический простой и не лень; наше подсознание продолжает работать. В рассказе Артура Конан-Дойла «Союз рыжих» («Лига красноголовых»; англ. The RedHeaded League) к Шерлоку приходит мужчина с огненно-рыжими волосами и говорит, что происходит нечто странное. Его наняли на работу всего лишь за цвет волос. Он полдня сидит в комнате, делает какую-то глупую работу, и ему за это платят неплохие деньги. Но вдруг этот таинственный работодатель пропал без причин и объяснений, а рыжевласый мужчина не доволен. В чём проблема? Доктор Ватсон радостно засуетился ввиду такого загадочного дела и вопрошал у Шерлока:

– Что вы собираетесь делать? – спросил я.
– Курить, – ответил он. – Эта задача как раз на три трубки, и я прошу вас минут пятьдесят не разговаривать со мной. (пер. М. Чуковской)

“What are you going to do, then?” I asked.
“To smoke,” he answered. “It is quite a three-pipe problem, and I beg that you won’t speak to me for fifty minutes.”

Дальше Холмс курит свои три трубки — и находит решение проблемы. Метафорически трубка и курение – это время, которое мы даём мозгу поработать без нашего намереннего участия. Психологи не могут объяснить, почему так происходит: перед тем как решить сложную задачу, достаточно прогуляться 20 минут на свежем воздухе, и решения сложностей будут отыскиваться быстрее. Если нет времени гулять, то следует помнить, что полезно даже просто смотреть на картинки природы на экране компьютера; мозг воспринимает даже это как смену активности (хоть и не столь эффективно, как прогулку, но всё же). Другое исследование показало, что если надеть белый халат и делать работу, то тоже повышается наша способность решать задачи. Наверное, это некоторый обман мозга: мы убеждены, что люди в белых халатах лучше справляются со сложными задачами.

Ещё один урок Шерлока: быть всегда бдительным. Есть такое понятие “игнорирование пропущенной информации” (англ. omission neglect): например, в рекламах мы видим только то, что нам показывают, и не задаем вопросы о том, о чём в них не говорится. Надо развивать способность со всех сторон смотреть на проблему, задавать вопросы о том, о чём не сказано. Наконец, важно не зазнаться. Какими бы профи мы ни были, надо всегда себя перепроверять, продолжать учиться, принимать конструктивную критику. Чтобы это сделать, надо пестовать наше природное свойство — любопытство. Надо быть пытливым и всегда спрашивать «почему?» Как дети. Тогда будет гармония.

Одна девочка в качестве модели педдизайнера приготовила пирог. Якобы процесс приготовления пирога – это по своей сути процесс, который проходит педдизайнер в своей работе. Потом мы этот пирог дружно проглотили. Очень не хотелось уходить из аудитории в конце урока, особенно когда знаешь: он последний.

Закончился и испанский. Его не будет в официальной выписке оценок, но с ним я справился на отлично. После последнего урока в среду я подошёл к Эндрю, поблагодарил его за то, что он разрешил присоединиться ко всем в этом семестре, и подарил ему подарочную карточку на покупки пончиков и кофе в «Данкин донац» на $30.00. Он обрадовался, пожал мне руку и спросил, что бы я посоветовал ему почитать в плане педагогики и преподвания иностранного языка, ведь у них нет обучающих семинаров о том, как именно преподавать. Я, признаться, обалдел, ведь никогда не позиционировал себя как знатока в преподавании. Ещё учиться и учиться. Но я оценил то, что он осознаёт, что ему не хватает знаний, и он спокойно попросил совета у того, кто учит педагогику и принципы обучения здесь в Сиракузах. Он также сказал, что если в следующем семестре будет вести третий уровень испанского, то я могу присоединиться. Правда, сказал он, вероятнее, что будет кто-то другой, а ему нужно будет повторить этот же курс с другими студентами. Как бы ни было, спасибо ему.

Results of the WorkBook

 

Все домашние работы по испанскому были онлайн, вот такой результат выдала машина (94%)

За день до этого Эндрю на уроке раздал студентам форму оценивания преподавателя. Надо было указать плюсы и минусы преподавателя. Отнести на его факультет конверт с нашими оценками поручил мне. Я, как известно, пишу поэму, когда оцениваю преподавателя, — в том смысле, что стараюсь на конкретных примерах из уроков показать, что было хорошо и эффективно, а что для этой конкретной группы не сработало. Закончив, я обнаружил, что в кабинете не осталось ни души. Перед тем, как запечатать в конверт ответы других студентов, я, разумеется, был терзаем любопытством: как же другие оценили Эндрю? Я слышал не раз, что его играми студенты недовольны, что быстрей бы закончился этот курс и т.п. Ну что сказать? Из 20 оценок два человека написали «курс был ни о чём» и «я ничего не выучил», остальные поставили пятёрки (по пятибалльной шкале) по всем показателям и откомментировали, как им всё понравилось. Две мысли пришло в голову: (1) даже при анонимном оценивании в принципе американцы не стали писать то, что они говорили в перерывах на коридоре своим одноклассникам, а именно то, что им далеко не всё нравится; (2) раз так, то это либо просто потому, что им на всё наплевать с высокой колокольни, либо потому, что быть позитивным при оценивании – это настройка по умолчанию. Но ведь Эндрю не поможет такая хвала и пятёрки, ровно как и не поможет комментарий «курс был ни о чём». Как из таких комментариев преподаватель может понять, что именно пошло не так? Эндрю изначально отметил, что эти оценки для внутреннего пользования и что никаких санкций к нему не будет применяться, мол, поэтому пишите откровенно и честно. А честности не было. Вспомнил выступление Билла Гейтса на конференции TED Talk пару лет назад: он предлагал учителям записывать на видео свои уроки, а потом пересматривать и самих себя оценивать: что было удачно, а что нет. Хорошая всё-таки идея. В общем, запечатал я эти ответы, подписал конверт согласно протоколу и отдал администрации. И обнимаю всей душой каникулы.

Берегите себя и своих близких.

модель педдизайнера-Шерлок

Моя модель педдизайнера; инкарнация Шерлока Холмса

 20151207_191658_HDR

Модель Бриттани (коробка для обуви)

20151207_193923_HDR

Модель Мака (коробка с инструментами)

20151207_195534_HDR

Модель Кит (скороварка)

20151207_200150

Модель Кори (из дисков сделал чудика)

20151207_202215_HDR

Модель девочки (нейкая штука с лампочкой наверху)

IMG_6056

Та же модель, план крупнее. Вот глаза — из вай-фая сделаны : )

IMG_6063

Тот самый пирог как модель педагогического дизайнера. Сделала пакистанская девочка Машла

IMG_6058

Модель Алекса — поезд, который крутится по модели ADDIE

IMG_6055

Все наши “цацки” на одном столе

IMG_6059

Класс собирается уходить

IMG_6062

Тиффани довольна проектами

IMG_6069

Тиффани неуловима для камеры

IMG_6051

Наш класс, IDE 631 Педагогический дизайн–Часть 1, осенний семестр 2015 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.