Магистрали созвучий

Через три недели начинается второй год учёбы в докторантуре (из предполагаемых пяти). В этом году должен закончить изучать все обязательные предметы, большая часть из которых – методы исследования. Моя научрук Тиффани ободрила меня в мае во время нашей двухчасовой беседы: «Ты берёшь курсы по исследованиям, чтобы расширить мышление». Правда, за лето не нашёл время осмыслить прошлый год и продолжить мыслить исследованиями. Наверное, я крыловская стрекоза: «Попрыгунья Стрекоза / Лето красное пропела…» Теперь придётся поплясать.

Тиффани же дала мне задание, которое пока что так и не выполнил, но на которое есть пару недель. Она наказала: «Ты должен взять 6-7 научных журналов по нашей дисциплине и пролопатить аннотации всех статей в них за последние пять лет. Обращай внимание на темы, которые в тебе вызывают интерес, читай эти статьи. Обязательно выбери и прочитай 3-4 статьи, в которых для анализа использовалась статистическая ANOVA, 3-4 статьи с множественной регрессией, 3-4 статьи с использованием этнографии, 3-4 статьи с биографическим методом и так далее. Посмотри, как исследователи строили свой научный поиск: какие вопросы задавали, как вышли на методы исследования, как интерпретировали результаты и так далее. Более того, тебе надо проделать это с научными журналами в смежных дисциплинах. Например, выбери один журнал по когнитивной науке, один по психологии – и проделай всё то же самое с этим дисциплинами. Сфокусируйся на теме, которая тебя интересует. Тебе нужно посмотреть на педагогический дизайн с разных точек зрения».

Удивительное задание, и оно должно делаться «поверх всего того, что ты и так уже делаешь». А новый семестр пока что обещает быть убийственным: четыре предмета. Наверное, от какого-то курса откажусь до лучших времён, но на первые занятия схожу на все их них: (1) Биографический метод и нарратив, (2) Непараметрическая статистика, (3) Дизайн исследования количественными методами, (4) Семинар по диссертационному исследованию.

Потенциальное расписание уроков

В последний месяц я часто общался с Валей в Италии, которую жутко интересует психология. Но не поп-психология и не доморощенные размышления о человеческой душе, а конкретная психологическая наука. Я задумался, что сам не имею никакого подспорья в психологии: какие дискуссии ведутся, какие исследования проводятся, какие темы обсуждаются. Решил узнать, в каком состоянии психология находится сегодня, и нашёл американские вводные учебники по психологии онлайн. Пускай не самые последние издания, но зато бесплатно, не нужно платить $140–260 и покупать книги:

(1) Дэвид Майерс, 2010, “Психология”, 9е изд. (ссылка)
(2) Роберт Фельдман, 2011, “Понять психологию”, 10е изд. (ссылка)
(3) Бернстайн и Нэш, 2008, “Основы психологии”, 4е изд. (ссылка)
(4) “Понять психологию”, 2003, школьный учебник для 9-12 классов средних школ (ссылка)

Сохраните себе, пока ссылки доступы и если вам тоже интересно. Ещё купил за $45.00 б/у книгу по психологии Дэвида Майерса (2015), чтоб все темы были под рукой. Не перестаю удивляться тому, на какой уровень поставлено производство учебников в Штатах. Каждые 2-4 года учебники переиздаются и исправляются, чтоб успевать за новинками науки. Например, для нового издания книги этого самого Д. Майерса (2018) список литературы увеличился на более чем 1,100 источников. Но новое издание стоит $260.

Бегло пролистал учебник. В глаза попадались нюансы, связанные с гендером и то, как психология смотрит на гендерные различия. С одной стороны, между мужчинами и женщинами практически нет отличий в плане жизненных процессов: начинаем ходить в одинаковом возрасте, одинаково воспринимаем свет и звук, запоминаем яркие события и забываем мелкие детали, испытваем голод и страх, имеем одинаковый интеллект. С другой стороны, между мужчинами и женщинами есть отличия. Очевидные – физиология (к примеру, у женщин жир откладывается больше, чем у мужчин), но не только. Ещё в диспозициях/аттитюдах и поведенческих моделях. Майерс заметил: «Гендерные различия наблюдаются в том, какие сны видят мужчины и женщины, как они замечают и выражают эмоции, какие риски связаны с алкоголизмом, депрессией и расстройствами пищевого повдения. Гендерные различия завораживают нас, их изучение потенциально полезно. Например, многие исследователи отмечают, что женщины общаются с большей готовностью построить отношения, в то время как мужчины общаются чаще с целью поделиться информацией и дать совет (Tannen, 2001). Если мы знаем об этих отличиях, мы можем избежать конфликты и недоразумения в ежедневных взаимоотношениях» (Майерс, 2015, с. 8).

Была секция об интуиции, которая в психологии считается адаптивной функцией и вытекает из опыта. Чем больше опыта в своей профессии, тем больше в ней интуиции. Интуиция крайне важна для творческой деятельности, помогает в ежеденвных автоматических действиях (почистить зубы, завязать шнурок), моральных суждениях, эмоциональном интеллекте. Она опасна в своей ненадёжности: делает самоуверенными, подтверждает предвзятые мнения, ошибается в предсказаниях поведения, неверно интерпретирует мотивы других людей, лихо объясняет всё задним числом. Нужно изучать феномен дальше.

В предисловии или первой главе в учебниках по психологии много внимания уделяется критическому мышлению. Один совет мне показался крайне востребованным: смиритесь с неопределённостью (tolerate uncertainty). Часто бывает много ответов на сложные вопросы. Порой нет ни доводов, ни фактов, чтобы разобраться, как поступить. Всё, что остаётся, — честно сказать себе «Я не знаю». Нужно ли маленьким деткам спать с родителями, или это только разовьёт их зависимость и притупит самостоятельность? Честное «я не знаю» позволяет сформулировать хороший вопрос и искать обоснованный ответ. Упрощённые ответы из серии «или так/или этак» на сложные вопросы никогда не дают надёжного результата.

Берегите себя и своих близких.

На кафедре с учебником Д. Майерса “Психология” (2015). 04 августа 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.