Эротетика майского семестра

В Сиракузах есть интересный промежуточный майский семестр — Maymester. Он короток, словно вздох в предрассветный час, и полон завалами, словно час перед дедлайном. В моём случае курс длится десять дней с 08 утра до 12 дня с ожидаемыми 4 часами внеклассной работы каждый день. Половина этого курса уже за плечами, всё стремительно и неугомонно.

Курс называется “Введение в обзорные исследования” (Introduction to Survey Research). Несколько странное словосочетание по-русски, но лучшего слова и не подобрать. Слово “survey” многозначно. Это и анкета с вопросами, и обследование местности, и досмотр. Это же слово используется в словосочетании “survey course” = “обзорный курс”, то есть любой вводный курс в университете по какой-либо дисциплине или теме, которая является новой для студента. Курс по обзорым исследованиям ведёт преподаватель нашей кафедры педдизайна Ник Смит (см. учебную программу, *.pdf), для меня это большая отрада. Ник — спцеиалист по методам исследования, эрудит и человек дела. После идеологического весеннего семестра отрадно вернуться в лоно чистого разума.

ПреподКафедIDDE

С преподавателями кафедры педдизайна (слева-направо): Тиффани (моя научрук), Джин Ли (завкафедрой), я, Ник Смит (преподаёт обзорный дизайн), Фил Доти (заслуженный преподаватель), 11-мая-2018

Обзорное исследование (survey research) — это дизайн исследования. Суть его в том, что исследователь изучает элементы какой-либо группы, для того чтобы обобщить результаты на всю группу. Его часто применяют в социологических опросах, например, когда расспрашивают разных студентов университета о насущной проблеме, чтобы оценить, что же думают все студенты университета по данной проблеме в целом. Если удаётся опросить всех студентов университета до единого, то это будет перепись населения. На перепись населения нет ни времени, ни денег, да и опрашивать всех подряд чаще всего и не нужно — люди куда более похожи между собой, чем нам кажется. Достаточно сделать грамотную и обоснованную выборку людей из группы и очень точно описать всё население. Этим занимается, например, опрос Гэллапа (Gallup Poll) накануне президентских выборов в США. Чтобы понять настроения более чем 300 миллионов американцев и увидеть общий портрет настроений страны, им достаточно опросить менее 4000 человек. Но в этом-то вся и соль: (1) кого выбрать, чтобы опросить? (2) как убедиться в том, что выбранный человек ответит на вопрос? Полученный результат всё равно будет содержать погрешность и может оказаться неверным на следующий день после президентских выборов. Но таких случаев у Гэллап-опроса немного за историю их существования.

Обзорные исследования, однако, не сводятся только к соцопросам. Это дизайн исследования, то есть детальный план того, как можно изучить общее, если изучать лишь её элементы. В этом смысле врач, который берёт образец нашей крови для анализов, берёт фрагмент крови и понимает, что происходит в нашем организме в целом. Врач не пускает ВСЮ нашу кровь, чтобы изучить её. А порой даже не надо взаимодействовать с людьми. Допустим, студент хочет понять, что делает Интернет-видеоролики с котами популярными. Невозможно просмотреть ВСЕ ролики Интернета, но можно сделать репрезентативную выборку сотни роликов (тех, в которых будут лишь значимые для данного исследования характеристики), сделать контент-анализ и тематический анализ этих видео, обобщить свои результаты. Можно, например, узнать, какую позицию занимает tut.by по вопросу внешней политики президента с 2000 по 2015 гг. Нет смысла читать ВСЕ новости по этой теме за 15 лет, но можно сделать репрезентативную выборку и поработать с ней.

Конечно, сделать хоршую выборку (sampling) тяжело — люди получают докторские степени по тому, как делается выборка. Но отчаиваться не стоит, важно оставаться скромным в своих обобщениях и открыто заявлять, каким образом была сделана выборка и какова методика проведения обзорного исследования. Например, если я хочу изучить средний доход минчан по районам, то как лучше поступить: взять 9 административных районов Минска и выбрать по 111 человек с каждого района -или- разделить Минск на меньшие подрайоны по определённым параметрам (допустим, на 20 подрайонов) и выбрать по 50 человек с каждого подрайона? В обоих случаях выборка составит 1000 человек. Сложно сказать, что лучше. В небольших районах, как правило, люди больше похожи друг на друга, чем в одном большом районе. Возможно, в Шабанах люди больше похожи друг на друга в плане дохода, чем все граждане Заводского района между собой. В этом нет никакой нечувствительности или предвзятости — так работает статистика. Статистика говорит не об отдельном человеке или эпизоде из жизни, а о вероятностях. Надо хорошо знать контекст, чтобы принимать такого рода решения в выборке.

В обзорном дизайне нередко используются вторичные данные: какое-то агентство собрало информацию с населения, а исследователь хочет пролить новый свет на цифры и показатели, задать новые вопросы, создать новые ответы. В этом смысле национальная перепись населения – прекрасное изобретение. Может, и не надо нам собирать информацию о доходах минчан по районам, она уже может содержаться в переписи населения. Перепись населения очень важное дело не только потому, что интересно знать всё обо всех, но и потому, что государственные деньги распределяются по районам неравномерно, а несколько пропорционально: кому-то больше по их нуждам, кому-то меньше. Во всяком случае, так в США, и хочу думать, что в РБ тоже.

Обзорный дизайн уделяет пристальное внимание эротетике – области знания, которая изучает вопросы. О том, как вопросы формулируются, задаются, воспринимаются людьми, как на них даются ответы (эротетическая логика). Древнегреческое словцо ἐρωτάω (erōtáō) означает «спрашивать, здавать вопрос». Когда надо провести соцопрос, надо составить опросник—такой, чтобы любой человек понимал его однозначно. В зависимости от того, как задать вопрос, можно создать определённую реальность. Например, изучение мнения студентов о их опыте учёбы в вузе с вопросом «Считаете ли вы ректора БГУ эффективным?» бессмыслен. Если и окажется, что 67% скажут «да», то этот кусок информации нельзя никак интерпретировать. Для каждого студента понятие эффективности разное: что такое эффективен (работает с 6 утра до 9 вечера?), эффективен в чем именно (публикации, поездки за границу?), как ректор связан с моим ежедневным опытом учёбы? В нашем групповом проекте из 6 человек на этом курсе в майском семестре составление опросника – самое сложное задание. Мы между собой порой не понимаем, что мы делаем. Мы хотим создать гипотетическое обзорное исследование, чтобы понять уровень удовлетворённости студентов Сиракузского университета в том, как их академические консультанты помогают выбирать учебные курсы. Мы застряли на определении «академический консультант» (academic advisor) — что удивило всех нас шестерых. Оказывается, студенты по-разному понимают эту должность.

Вопросы даются с трудом не только студентам. В нашем учебнике упомняут анекдот о том, как Карл Маркс пытался в 1880 г. провести соцопрос политических мнений французских рабочих. Он отправил около 25000 писем на адреса рабочего класса. Среди вопросов были такие: «Прибегает ли ваш работодатель или его представитель к мошенничеству с целью завладеть частью ваших доходов?» или «Если вам платят по ставке, является ли качество изготовляемой вами единицы предлогом для того, чтобы путём обмана вычесть деньги из вашей заработной платы?». История умалчивает о том, ответил ли вообще кто-то Карлу Макрсу. Всё дело в эротетике.

KarlMarxPoll

Источник: Babbie, E. R. (1990). Survey research methods (2nd ed.). Belmont, CA: Wadsworth. P. 37.

Этот курс за 5 дней поставил все точки нал «i» в том, чем я занимался 6 лет в БГУ с курсовыми, дипломной и магистерской работами. Это был самый что ни на есть обзорный дизайн. Только никто об этом не говорил. Я выбирал фрагменты из перевода прозы Оскара Уайльда или Эдгара По и пытался сделать вывод обо всём корпусе их переводов. Была выборка, хоть и не систематическая и порой не репрезентативная. Было подобие контент-анализа и тематического анализа. Были какие-то общие фразы об объекте и  предмете исследования, актуальности и практическом (!) применении.

Но много чего существенного не было, например, нормального обзора литературы, грамотно выбранной теории или концептуальной рамки. Теория или рамка определили бы традицию перевода и ограничили бы перечень вопросов, которые можно было бы предъявить к дипломному или магистерскому изысканию. Вместо этого под теорией подразумевался процесс перевода в общем, то есть не было входа в существующий академический разговор по теме перевода. Самое главное, не было исследовательского вопроса, который бы обосновал использование обзорного дизайна. Например: «Как стилистические средства выразительности в прозе Оскара Уайльда влияют на выбор переводчиком лексических и синтаксических трансформаций?». И тут можно было и считать цифры, и создавать формулы, и описывать качественные находки перевода. Возможно, это и был мой исследовательский вопрос для дипломной работы, кроме того что я обожаю Оскара Уайльда, только вот это размышления пост-фактум, спустя 6 лет после окончания бакалавриата. И так было не только у меня, так было у всех студентов в моей когорте. Я считаю, что курс по обзорному дизайну как методу исследования было бы полезно изучать на 2-3 курсе в мою бытность, но такой роскоши не было. Студенты писали дипломные работы, как могли и как умели.

Осталось 5 дней на курс по введению в обзорные исследования. Мы будем говорить уже о статистике, этике, создании отчёта, так сказать, механике всего того, что происходит после того, как собраны данные у старательно выбранных представителях из группы. Кто не ответил и как это влияет на результат? Что делать, если данные украли? Какова ответственность исследователя перед обществом/ спонсором/ самим собой? Опять же, всё это о том, как преодолеть неопределённость, остаться скромным, создать полезное исследование на данном этапе жизни, без претензии на Истину в последней инстанции.

Берегите себя и своих близких.

ПроцессИсследования

Из книги Джона Кресуэлла (2012), перевод мой

ResearchProcess

Источник: Creswell, J. W. (2012). Educational research: Planning, conducting, and evaluating quantitative and qualitative research (4th ed.). Boston, MA: Pearson. P. 12. [доступна онлайн]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.