Остаётся всего три недели так называемых каникул: университет возвращается к работе на неделю раньше в этом году. Уже 24 августа снова забегают студенты по кампусу и снова затарахтит бюрокатическая машина, обслуживающая этих студентов. У преподавателей снова будет мало времени на всё про всё, ведь закончить семестр надо будет уже 24 ноября. Несколько суббот станут учебными – по крайней мере, в Сиракузском университете. Такое, вероятно, происходит здесь впервые за много-много лет. Нам, белорусам, конечно, к такому не привыкать: субботы в моей жизни всегда были учебными и в средней школе, и в университете. Здесь же выходные покрыты благородной патиной неприкосновенности, и я лично смею ожидать некоторые эмоциональные волнения на этой почве у самых чувствтельных.
У меня каникул не получается, зато лето очень красивое и тёплое. Мне нравятся Сиракузы со своими улочками, закоулками, изгибами и контрастами. В прошлом месяце открыл для себя часть Сиракуз, о которой не подозревал, – улица некоего Джеймса, James Street. Она загадочно торжественна, на ней грибами поросли магазинчики, кафешки и книжные магазины. В двух букинистических лавках я побывал на самоутроенной экскурсии. Где ещё можно увидеть книги за $1–$7 долларов? Правда, бывает опасно проводить слишком много времени в таких местах, поскольку хочется купить и то, и сё, и пятое, и десятое. Всё же я купил себе биографию прекрасного английского поэта-романтика Джона Китса аж на 500 страниц. И всего за $5! Радости нет предела, ведь толстенькая книжка быстро не закончится. Правда, пока что я так и не засел читать её.
Этим летом в своё удовольствие поучиваю латинский язык, почитываю и полистываю книжечки, участвую в работе по организации ориенатционной сессии для новых студенто. Вот наконец-то неделю пошёл в бассейен в городском Торнден-парке. С 13 марта по 23 июля, то есть 4 месяца, все бассейны города были закрыты из-за пандемии. В первый день в 07:30 утра пришло человек 12. Бассейн разделён на три части: в одной из них плавают пришедшие горожане вроде меня (стоимость сеанса за 40 минут = $3), на второй зоне плавают старшеклассники – участники какой-то плавательной команды, а третья самая глубокая часть пустует. Отмечу, что бассейн хоть и корявенький – всё-таки под открытым небом, оттого собирается много песка на дне – но неплохо поддерживается и убирается. Ширина бассейна где-то 21 метр (не стандартные 25). На входе всем меряют температуру специальной гаргарой через лоб, по платформе все ходят в масках. Из-за короны в раздевалках нельзя переодеваться, но в раздевалках никогда никого нету – поэтому я спокойно себе переодеваюсь после заплыва.
Первый заплыв спустя четыре мясяца был катастрофой. Понятное дело, мышцы потеряли тонус, но хуже всего то, что ушло тремя годами тренированное дыхание. Проплывал метров 100 – и останавливался, чтобы отдышаться. На какое-то время у меня случился кризис личности: как такое может быть, что у меня нету сил плыть? Я прочно забыл, что плавание – довольно сложный вид спорта. Надеюсь, что в конце августа откроется университетский бассейн, в который вернусь в более-менее сносной форме. На 01 августа я сходил 4 раза в этот бассейн в парке, дыхание восстановилось, но до сих пор мышечный тонус слабенький. Просто тяжело плыть. Зато этот опыт напоминает очень важную вещь в образовании: преподаватели быстро забывают, что такое изучать предмет в первый раз и как важно иметь время, чтобы информация превратилась в знания. А то как обычно это бывает? Пихают всех студентов информацией, а она бесплодна, и так пичкают информацией тема за темой.
Из последних новостей – меня лишили моего постоянного рабочего места на кафедре. Официально из-за санитарных норм по коронавирусу. Мол, нельзя, чтобы на столах что-то оставалось лежать; надо, чтобы столы всегда можно было протереть тряпочкой, чтобы любой человек мог пользоваться любым пространством. Когда я спросил нашего администратора о том, насколько временны эти меры, она сказала, что, вообще-то, это теперь такое правило: здесь нет ничьих рабочих мест. То есть работать в помещении можно, но иметь свой стол нельзя. Такой удар от родной кафедры спустя три года! Кроме того, нам отрубили доступ к принтеру. Убрали зону для заваривания чая. Причины те же – экологические и медицинские. Естественно, также экономические: университет хочет максимально перейти на безбумажную волокиту. Есть что-то комическое в том, что буквально на прошлой неделе меня просили на кафедре сделать маленький видеотур о нашей кафедре для новых студентов (см. ниже), а на этой неделе уже оказалось, что я не могу претендовать даже на обычный рабочий стол на этой же кафедре. Всё бы ничего, только чуть-чуть обидно. Может быть, это знак Вселенной: поскорее заканчивать докторантуру и иметь свой профессорский кабинет? Хотя как это сделать поскорее, если ещё столько ступеней надо пройти? Подумаю об этом завтра.
Хотел упомянуть об одном интересном, хоть и не сильно значительном электронном сервисе от здешней почты – информирование о доставке. Если мне идёт какое-то физическое письмо, реклама, посылка, то в этот день утром приходит извещение на электронную почту, мол, «скоро придёт послание в ваш ящик». Это удобно: во-первых, если ждёшь чего-то, то точно знаешь, что это что-то вот-вот придёт сегодня; во-вторых, не надо проверять отдельно статус доставки какой-либо посылки на сайте. Успокаивающе и прозрачно. Сервис получается времясберегающим и нервосберегающим.
Чем занята мои голова сейчас? Сейчас есть два задания/проекта, по которым мы на кафедре должны написать академические статьи для публикации. Статьи, разумеется, ещё даже не начаты, хоть и пора было бы уже что-то наваять. Знаете ли, в исследованиях мышление – прежде всего. Если оно чисто, то методология и в конечном счёте статья будут тоже чистыми. Предложения и идеи будут литься-переливаться широко и звонко, как Енисей. Недавно прочитал одну такую очень чистую статью о технике припоминания информации при обучении – retrieval practice (букв. «практика воспоминания/извлечения из памяти»). Это одна из самых эффективных техник запоминания информации, и я очень её придерживаюсь, когда преподаю или сам обучаюсь чему-то. Эта техника исследована-переисследована и показывает хорошие результаты на выходе в плане запоминания материала, но вот это недавнее исследование в американском научном журнале «Мышление» продемонстрировало, что эта техника вкупе с незамедлительной обратной связью также повышает мотивацию учащегося к обучению. Как по мне, всё в этом лабораторном эксперименте замечательно. Авторы статьи – немецкие учёные. Помню, была почти полночь; дочитавший текст и восхищённый я кинулся к компьютеру писать восторженную оду авторам о том, какой они создали замечательный и полезный манускрипт. Наутро получил ответ – сдержанный, очень такой немецкий, но добрый: мол, спасибо большое, нечасто пишут положительные отзывы, удачи в исследованиях. Если кому-то интересно, то сошлюсь тут на эту статью:
- Abel, M., & Bäuml, K.-H. T. (2020). Would you like to learn more? Retrieval practice plus feedback can increase motivation to keep on studying. Cognition, 201, 104316. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104316
Я буду начинать свой четвёртый год в докторантуре с лёгким сердцем. Больше не будет учебных предметов, или заданий на оценку, или бесконечных обсуждений в классе. Весь фокус – на практике в исследованиях и академическом письме. Этой осенью я также буду ассистировать преподавателю по латинскому языку: помогать в использовании электронной учебной системы «Blackboard», составлять тесты/проверочные работы, консультровать студентов после уроков по мере необходимости и иногда проводить занятия. Но главное сейчас – каждый день делать вклад в будущую профессию через академическое письмо. В конце июня я попросил совета у одного талантливого докторанта из университета Северной Каролины в Чапел-Хилле о том, как так же хорошо писать, как он. Он на год младше меня, у него на данную минуту опубликовано 35 академических статей, в 15 из которых он первый автор. Первый автор – это значит, что он придумал всё исследование целиком и написал первый черновой вариант статьи. Его ответ меня поразил разве что тем, что он очень очевидный: надо пахать, пахать и пахать. Он написал так: «Даже не знаю, что посоветовать. Пожалуй, я пишу на порядок больше, чем средний студент – обычно по 4–5 часов каждый день. Мне кажется, что для продуктивности и письма нужно много времени. У моей первой статьи было 27 черновиков, так что я не всегда умел хорошо писать». Короче, главное – не опускать руки, и тогда терпение и труд всё перетрут. Теперь только от теории надо перекатиться к практике.
Берегите себя и своих близких.
Кафедра педдизайна, где я провожу большую часть своего времени