Юрино ускользающее

Пытаясь-таки завершить один гештальт, всё ходил и ходил по замкнутому кругу, и ничто не давало ответа на мучающие вопросы (почему, для чего, как дальше и т.п.). Действительно, почему так случается, что, когда мы на энергетическом подъёме, когда всё идёт хорошо и даже превосходно, резко может всё оборваться, разрушиться и кануть в Лету? Хочется отчётливо увидеть всю причинно-следственную связь событий. Карма – да, но яснее картина не становится. Судьба – да, но это куда более общо. Случай – нет, как-то слишком просто. Заговор – нет, как-то уж совсем клинически. И хочется найти какой-то психологический конструкт, чтобы защитить свой рассудок от невыносимых терзаний. В таких случаях лучше всего в качестве объяснения заходит что-то более наглядно-образное, что-то более первобытное, что-то более конкретно-чувственное. И это миф.

В древнегреческих мифах есть один особенно интересный концепт – хюбрис (hybris). Это слово значит «невоздержанность», «дерзость», «высокомерие», «насилие». В общем, «агрессивное высокомерие». Когда человек в некотором смысле начинает думать о себе больше, чем он есть на самом деле, словно некое подобие божества, и начинает вести себя соответственно. Как правило, при этом он добивается того, что ему нужно, агрессивными способами. И вроде как ему многое дано: он слишком силён, слишком красив, слишком успешен, слишком (само)достаточен, слишком молодец – до такой степени, что высокомерие закрывает ему глаза и он готов переступить границы человечности. Он забыл, что он всё равно остаётся человеком.

Такого человека, у которого всего в изобилии, поражает, как раковая опухоль, этот хюбрис. Он начинает вести себя нахально, дерзко, надменно, в конце концов, агрессивно. Как только такое случается, появляется богиня Ата (≈ «моральное ослепление»), она берёт власть над ним. Человек больше не может мыслить здраво, он неизбежно совершит опрометчивый, опасный поступок и причинит кому-нибудь много вреда. А как только это происходит, на сцене появляется богиня возмездия Немесида и жестоко карает заблудшего. Чтобы такого не произошло ни при каких обстоятельствах, надо, по логике древних греков, быть умеренным и воздержанным во всём. Это ключевая идея в этой культуре в принципе: будь успешным, добивайся славы и проч., но всему есть предел – не переступай границы человечности.

И сами греки это прекрасно иллюстрируют. В трагедии Софокла «Царь Эдип» мы видим, что главный герой, Эдип, – удивительный человек. Он стал царём за свой исключительный ум и человеческое достоинство. Народ любит его, он спас город благодаря блестящей смекалке и желанию творить добро. Но со временем он становится слишком самодостаточным, слишком самодовольным, слишком осознающим превосходство своей умной головы. И когда город в очередной раз оказывается под угрозой, он уверен, что с лёгкостью разгадает все головоломки и решит все проблемы. Боги (через своих прорицателей) и мудрецы пытаются предупредить Эдипа не слишком-то глубоко копать, не искать ответы на все вопросы, это до добра не доведёт. Эдип не слушает. Он полностью окунается в круговорот событий и вдруг узнает чудовищную тайну: ещё будучи юношей он случайно убил своего отца и женился на матери. Такое сочетание фактов сводит его с ума. А читатель-то знает, что уже перед этим он «подхватил» hybris, его разум уже успела затуманить Ата – и теперь пришло время получить возмездие. В исступлении он выкалывает себе глаза. До конца дней ему, царю в прошлом, остаётся бродить слепым, как самому жалкому нищему. Спустя время Эдип осмысливает то, что с ним произошло, в некотором смысле я бы даже сказал просит прощение за то, что сделал, понимает, что он больше не царь и что у него больше нет той власти, благодаря которой он мог вести себя так, как он себя вёл, – и к нему возвращается прежняя мудрость. Он осознает, что вёл себя невоздержанно.

Кто-то скажет: да это всё сказки, это всё выдумки, это всё поэзия. На поверхности так оно и есть. Но будем помнить, что символический язык мифа выражает главное о той культуре, внутри которой он возник. Европейцы «проглотили» древнегреческую культуру с большим аппетитом. Насколько сильно помог этот психологический конструкт в моем завершении гештальта? Пожалуй, сильно. Я как минимум покопался в себе и сложил из всех хаотичных мыслей красивый мозаичный витраж. «Познай самого себя» — известная «заповедь» Дельфийского оракула. Вот уж воистину: познай свои собственные границы, не переступай их.

Берегите себя и своих близких,
Юра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.