В этой церемонной и всамделишной заметке хочу лишь порефлексировать над тем, как одно пособие могло бы помочь понять 10 лет назад, как пишутся академические работы. Это книга “Ремесло исследования” (Бут, Уильямс, Коломб, Бизап, ФицДжеральд, 2016), которую мы читаем на предмете “Природа и дизайн исследований”. Её авторы — выходцы из традиций риторики, их основной аргумент сводится к тому, что если писать текст для какой-то аудитории, то писать надо убедительно, прозрачно, конкретно и доступно.
Авторы спокойно, аккуратно и на пальцах показывают, что значит найти концептуальную (или иную) проблему, определить её в словах, выдвинуть свой тезис/ утверждение/ аргумент, понятно изолжить свою точку зрения. Они, по сути, говорят о старых истинах:
(1) Пишут для кого-то, и эти недоверчивые кто-то (публика) имеют ожидания от логики письма; если вы пишете по своему собственному представлению о логике текста, то не стоит удивляться, если вас не будут читать или воспринимать всерьёз.
(2) В своём письме надо предвосхищать вопросы и замечания читающих, по возможности на эти вопросы отвечать; тем самым, будет выстраиваться конструктивный диалог с читателем.
(3) Есть своего рода условные “формулы письма”, и пишущий будет востребован и прочитан, если он знает и применяет эти формулы и принципы.
(4) Письмо всегда можно улучшить для восприятия; грамматические и синтаксические усложения текста не делают текст умным; громкие имена в истории не авторитеты в области стиля; Кант, Гегель и проч. молодцы, но выиграли бы по силе воздействия, если бы у них был хороший редактор.
Книга “Ремесло исследования” (4-е изд., 2016)
Чтобы определить проблему исследования, надо пройтись по несложной схеме, согласно которой практическая проблема порождает исследовательский вопрос, который определяет исследователькую проблему, которая приводит к ответу на поставленный вопрос, а этот ответ помогает решить практическую проблему:
Соотношение между практической проблемой и проблемой исследования (стр. 53)
Авторы предлагают целую серию вопросов и наводок для того, чтобы найти проблему исследования. Но и они сводятся к тому, чтобы записать эти ответы в четырёхступенчатую формулу — тема (“я изучаю XXX”), вопрос (“потому что…”), значимость (почему других должен заботить ответ на этот вопрос?), потенциальное практическое применение (что с этим можно будет сделать с ответом на вопрос?):
Пример из книги “Ремесло исследования” (с. 61)
Я уверен, что, в отсутствие предмета по академическому письму в белорусских университетах, книга “Ремесло исследования” наглядно и выпукло показало бы мне 10 лет назад, как писать академические тексты. С 1995 года книга выдержала 4 издания, было продано более 200 000 экземпляров. Первые три автора этой книги к настоящему времени мирно почили в Бозе, зато присоединились другие два учёных, которые кое в чём обновили и доработали манускрипт. Письмо – это мышление. Если не учить человека особому типу мышления (тому, как писать академические тексты), то нельзя ожидать, что человек сам себя научит мыслить нужным способом (писать в определённом логическом ключе). В этой моей мысли — тоже аргумент. Я воспользуюсь моделью аргументации Стивена Тулмина, чтобы проиллюстрировать свой тезис:
Модель аргументации английского философа Стивена Тулмина (1922—2009)
Авторы “Ремесла исследования” (2016) используют модель, похожую на то, что предложил Тулмин. Их модель аргументации такова: “Я утверждаю, что … потому что вот причины … основанные на следующих данных. При этом известно, что есть иная точка зрения … но на эту точку зрения имеется ответ исследователей…” Есть ещё один элемент в этой схеме — основание, но я оставлю его за пределами этой заметки. Схематично авторы изображают данную (частичную) модель так:
Частичная модель аргументации в “Ремесле исследования” (Бут, Уильямс, Коломб, 2008, с. 113). Смотреть в формате *.pdf.
Я вот только-только закончил читать эту книгу на прошлой неделе — и теперь не могу читать ни один текст, чтобы не расчленять его на компоненты и не видеть внутренней структуры. Не могу теперь и сам писать академические эссе, чтобы не придираться к предложениям и не редактировать написанное. Эта книга освобождает. Вроде бы даёт схематические формулы, но при этом распутывает кандалы: чем лучше усвоишь формулы, тем больше свободы для импровизаций и манёвров. Её достоинство в том, что она применима для любого контекста и написана умными исследователями простым языком.
На встрече 14-окт-2017 г. группы РЕБУС-RIDLR. На переднем плане умнейший профессор Ник Смит, который преподаёт курс “Природа и дизайн исследования” и который уходит на пенсию летом 2018 г.
Другая встреча группы РЕБУС-RIDLR в ПН, 23-окт-2017 г. В синей кофточке — моя научрук Тиффани Козалка
Похожие статьи:
- Ресурсы по статистике (24.01.2022)
- Начинающему исследователю в социальных науках (15.05.2021)
- Уроки без кондитерской посыпки (07.05.2018)
- Соседство соразмерностей (22.09.2017)
- Чтения в гамаке (10.09.2017)
- Ник Смит — Введение в природу исследований (*.pdf, англ. яз.)